На презентации проделанной работы Каладзе рассказал о своих главных достижениях, в том числе в направлении развития города, транспортной, социальной и экономической политики. Кроме того, Каладзе анонсировал ряд новых проектов.
Автору и инициатору многих реформ в мэрии Тбилиси понадобилось больше часа, чтоб еще раз разъяснить общественности, на что градоначальник тратит свое время и деньги из городского бюджета.
На презентации в огромном выставочном павильоне вместе с премьером Мамукой Бахтадзе были приглашены представители как исполнительной и законодательной власти, так и дипкорпуса.
Волна реформ
Бывший футболист итальянского "Милана" возглавил Тбилиси в ноябре 2017 года, одержав победу на выборах в органы местной власти. Главными приоритетами Каладзе назвал развитие общественного транспорта, озеленение города, улучшение экологии, а также борьбу с хаотичными застройками.
Сразу после прихода ко власти, Каладзе начал проводить институциональную реформу, в результате которой была создана городская служба урбанистического развития. Также сформированы службы, которые ответственны за транспортную политику и политику охраны окружающей среды.
"Создана "Экосервис группа" - т.н. садовод Тбилиси. Это те люди, которые ответственны за озеленение и уход за скверами и парками. Также важно существование муниципальной инспекции, сотрудники которой соблюдают за порядком в городе, следят за строительствами и осуществляют активный мониторинг", - подчеркнул Каладзе.
Градоначальник также отметил важность правовых реформ, в результате которых стало возможно провести реформу такси, ужесточить нормы безопасности строительства, разработать нормы превенции возникновения пыли, также произошла интеграция транспортной оценки и дендрологических проектов в процесс строительства.
И светит, и греет: как житель Тбилиси "приручил" солнечную энергию >>
Кроме того, была проведена реформа финансирования товариществ владельцев квартир, в рамках которой профинансировано 1,3 тысячи проектов на сумму в более 14 миллионов лари (более 5,2 миллиона долларов).
Обновление автобусного парка
За последний год столичная мэрия начала осуществлять несколько важных проектов в направлении развития транспортной политики. Главная цель новой транспортной политики – развитие общественного транспорта, резкое сокращение загрязнения воздуха и разгрузка города от пробок.
По информации Каладзе, с февраля 2019 года в Тбилиси начнут завозить 90 новых 10-метровых автобусов марки MAN.
"Существующий автопарк в очень тяжелом состоянии, к концу 2019 года должен быть полностью заменен. Мы уже закупили 90 новых 10-метровых автобусов марки MAN, работающих на дизельном топливе, которые привезут в Грузию с февраля. Также завершена тендерная процедура закупки 220 единиц 8-метровых автобусов, и победившая компания будет выявлена в ближайшем будущем", - заявил Каладзе.
К 2019 году мэрия готовит тендер на закупку 240 единиц 8- и 10-метровых автобусов, работающих на природном газе и на электродвигателях. А с 2020 года в Тбилиси дополнительно завезут еще 200 новых 18-метровых электроавтобусов, и для них будут созданы специальные коридоры для быстрого передвижения.
Всего в рамках программы замены автобусов мэрия планирует закупить 750 единиц автобусов, которые полностью заменят старые.
В тбилисских автобусах появится бесплатный Wi-Fi >>
На сегодняшний день в грузинской столице курсируют 600-650 автобусов. Из них 143 — новые автобусы марки MAN. Они экологически более чистые и адаптированы для лиц с ограниченными возможностями.
Транспортные коридоры
В 2019 году у столицы будет детальная программа обустройства автобусных линий, которую разрабатывает французская компания Sistra. Планируется обустроить 11 основных транзитных коридоров, которые будут загружены комфортным общественным транспортом с большой вместимостью.
По словам Каладзе, на всех 11 коридорах будут выделены автобусные линии, что, по сравнению с частным транспортом, позволит сократить время передвижения.
"У нас уже есть конкретные улицы – участок Шартава-Костава, где обустроены соответствующие линии для передвижения общественного транспорта", - отметил Каладзе.
Кроме того, по словам Каладзе, Азиатский банк развития помогает мэрии Тбилиси проводить исследование развития общественного и туристического транспортного маршрута по реке Кура (Мтквари).
"В этом направление есть огромный потенциал. Очень скоро у нас будет возможность осуществить очень важные проекты и использовать Мтквари соответствующим образом", - подчеркнул Каладзе.
Метрополитен
Несколько важных изменений коснутся и тбилисского метрополитена. В частности, ведется и запланирован ремонт 22-х станций. В сентябре добавились четыре новых состава, а в феврале 2019 года добавятся еще столько же.
"В 2018-2021 годах в итоге в метрополитене добавятся 12 новых, соответствующих современным стандартам составов. Сократится время ожидания. Показатель перевозки пассажиров уже возрос", - отметил Каладзе.
Помимо этого, правительство Грузии и мэрия Тбилиси начинает развитие наземного метро. На новой ветке разместятся семь новых станций от станции Самгори до рынка Лило.
"Осуществление подобных проектов жизненно важно для населения столицы. Развитием быстрого и дешевого транспорта доступ к новому маршруту появится у 260 тысяч граждан", - подчеркнул Каладзе.
Строительство новой ветки метро, для которой будет использована инфраструктура объездной железной дороги, предусмотрено в рамках проекта "Зеленая политика – экотранспорт".
Пока не исследуют - не построят: эксперт о новой ветке метро в Тбилиси >>
На сегодняшний день тбилисский метрополитен насчитывает 23 станции, которые расположены на двух линиях — Ахметели-Варкетильской и Сабурталинской. Общая протяженность линий метро — 57 километров, из них первой линии — 40 километров, а второй — 17 километров.
Реформа такси
По инициативе Каладзе, в текущем году таксистам стали выдавать разрешения на осуществление сервиса. Поэтапно проходит процесс стандартизации такси. С целью развития экологического транспорта установлены специальные льготы.
Если стоимость разрешения на извоз пассажиров в течение 1 года при наличии автомобиля с двигателем внутреннего сгорания составляет 100 лари (более 37 долларов), при наличии гибридной машины - 50 лари (порядка 18,5 доллара), а в случае электромобиля разрешение выдается бесплатно.
"Когда мы говорим о реформе такси, важно отметить и те льготы, которых получат водители от мэрии Тбилиси. Для зарегистрированных такси уже выделены специальные бесплатные парковки. Водители такси, у которых есть разрешение, освобождены от уплаты подоходного налога", - отметил Каладзе.
Также на машинах выделены места для рекламы. Водителям бесплатно передали ваучеры на бесплатную химическую чистку салона и перекраску машины в белый цвет.
Исторические районы
Восстановление исторических районов столицы – еще одно приоритетное направление работы столичных властей. На данный момент мэрия вместе с Фондом развития Тбилиси осуществляет два масштабных проекта.
Первое – это обновление площади Орбелиани, стоимость которого составляет примерно 70 миллионов лари (более 25,9 миллиона долларов). В его рамках ведется восстановление и реконструкция 20 зданий, 13 из которых - памятники культурного наследия. Проект планируется завершить в январе-феврале 2019 года.
И второе – восстановление площади Гудиашвили. Для осуществление этого проекта из городского бюджета планируется потратить примерно 50 миллионов лари (более 18,5 миллиона долларов).
"Здесь также будет реабилитировано до 20 зданий-сооружений, 15 из которых являются памятниками культурного наследия. Инженерно-коммуникационные работы уже завершены, и думаем, что к осени будущего года проект будет завершен", - отметил Каладзе.
Развитие экономики
Несколько важных проектов были успешно осуществлены за год для развития экономики Тбилиси, отметил Каладзе. В этом направлении градоначальник отметил важность проекта "Тбилисский рынок", в рамках которого граждане могут продавать продукцию собственного производства.
Мэр также отметил важность проекта "Радио город", осуществление которого планируется в ближайшем будущем на окраине Тбилиси – в Мухиани.
"Проект "Радио город", который будет осуществлен в поселке Мухиани, также важен для экономики Тбилиси. У населения Глдани, Мухиани и ТЭВЗ будет одно из лучших мест, где разместится все – кафе, рестораны, спортивно-оздоровительные центры. У людей всех поколений будет возможность прийти и отдохнуть", - заявил Каладзе.
По его словам, проект будет осуществлен совместно с частным сектором. Инвестиционная сумма составит 50 миллионов лари (более 18,5 миллиона долларов). В результате осуществления проекта будет создано 200 рабочих мест.
Кроме того, по словам мэра, были предприняты важные шаги для развития "ночной экономики". В частности, мэрия Тбилиси в конце сентября задействовала проект, в рамках которого в ночь на субботу и воскресенье по улицам столицы начали ездить автобусы. "Ночной автобус" под номером 222 ездит с полуночи до 06:00. Маршрут начинается от станции метро "Театр Ахметели" до "Варкетили".
Кроме того, состоялся первый "Международный форум тбилисской ночной экономики", в рамках которого также впервые прошел музыкальный фестиваль Newon.
Парки и скверы
За год на обустройство и ремонт парков и скверов на 251 адресе из городского бюджета было потрачено более 11,9 миллиона лари (более 4,4 миллиона долларов). За это время обустроено четыре больших парка, среди которых парк Годзиашвили, парк Глдани, парк на проспекте монаха Габриела Салоси и на улице Цурцумия. Реабилитация больших парков продолжится и в будущем.
"В будущем году мы планируем реабилитацию парка Киквидзе, а также парка Ваке и Вера. Это те большие парки, которые важны для столицы", - отметил Каладзе.
По его информации, за год на 349 адресах были обустроены спортивные, детские и развлекательные площадки и фитнес-зоны. Для этого из бюджета было выделено более 7,3 миллиона лари (более 2,7 миллиона долларов).
Кроме того, по словам мэра, согласно желанию населения, демонтировано 224 гаража, а на их месте ведутся работы по обустройству скверов и спортивных площадок.
Здравоохранение и социальное направление
В своем отчете Каладзе также затронул те проекты, которые осуществляются в направлении здравоохранения и социальной защиты. По его информации, в 2018 году городская служба здравоохранения и социального обслуживания мэрии профинансировала операции и медикаменты для 30 тысяч граждан.
Гостиница вместо больницы: историческое здание выставлено на аукцион >>
Во всех десяти районах социальными программами столичной мэрии воспользовались 169 тысяч 257 бенефициаров, на что было потрачено более 34,6 миллиона лари (более 12,8 миллиона долларов).
"К сожалению, все еще остаются люди, которым больше всего нужна поддержка и помощь. Мы все это продолжим и в будущем. Финансирование указанного направления в будущем году увеличится на 27 миллионов лари (более 10 миллионов долларов)", - отметил Каладзе.
На что потратят деньги в 2019 году
Бюджет грузинской столицы в 2019 году превысит миллиард лари (около 373 миллионов долларов), отметил в своем выступление Каладзе
В 2018 года бюджет Тбилиси составлял 861,6 миллиона лари (около 373 миллионов долларов).
Бюджет Тбилиси превысит миллиард: как потратят эти деньги? >>
"Бюджет 2019 года составит 921 миллион лари, однако после специальных трансферов (из центрального бюджета страны - ред.) превысит миллиард лари", - заявил Каладзе.
По словам мэра, из них 35%, то есть 327 миллионов лари (более 121 миллиона долларов), будет потрачено на здравоохранение и социальное направление, на экологию 88 миллионов лари (более 32,5 миллиона долларов), а на озеленение 26 миллионов лари (более 9,6 миллиона лари).