Побывав на горе Мтацминда в церкви святого Давида и выпив воды из источника преподобного, было бы большой ошибкой не посетить Пантеон писателей и общественных деятелей, который находится около церкви. Там похоронены лучшие люди Грузии за последние два века. В 1829 году около храма похоронили Александра Грибоедова, согласно его завещанию. В 1929 году это место было официально объявлено Пантеоном. Здесь похоронили многих революционеров и деятелей искусств.
Итак, на территории Пантеона можно увидеть пещеру преподобного Давида. Над ней возвышается церковь Иверской иконы Божьей Матери. Рядом стоит храм святого Давида. Недалеко от него церковь Преображения. Около храмов можно найти три святых источника.
Зайдем с вами на территорию Пантеона. Как уже было сказано выше, тут покоятся видные деятели грузинского общества - всего 48. Причем среди них есть два канонизированных святых Грузинской православной церкви. Это святой Илья Праведный и святой Эквтиме (Такаишвили). Потому, думаю, каждому из паломников стоит найти их могилы и попросить святых молитв и заступничества.
У входа в Пантеон вы увидите могилы Александра Грибоедова и его жены Нины Чавчавадзе. Как вы помните, поэта убили во время резни в русском посольстве в Персии. Месяц везли собранное по кускам тело Грибоедова в Тифлис, чтобы похоронить на Мтацминда.
Потом безутешная молодая жена Грибоедова Нина Чавчавадзе поставила ему надгробный памятник с надписью: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!". Всю жизнь вдова носила траур по мужу, и ее называли "Черной роза Тифлиса". Замуж она так и не вышла, хотя недостатка в претендентах на руку и сердце не было. Умерла она от холеры, которой заразилась, ухаживая за больными во время эпидемии 1857 году.
Илья Чавчавадзе
Святой Илия Чавчавадзе родился в 1837 году в Кварели, в Восточной Грузии. С самого раннего возраста он отличался любовью к Богу. Илия получил блестящее образование сначала в Тифлисе (Тбилиси), затем в Петербургском университете. Благодаря хорошему образованию развил свои литературные таланты и этим служил Господу. Успех на литературном поприще он совмещал с Евангельской проповедью в своих произведениях. При этом святой Илия оставался смиренным и благочестивым христианином, верным традициям Православной Церкви и своего народа.
Он отличался повышенным чувством справедливости и бескорыстным служением своему народу. Став членом правительства, святой Илия боролся за отмену смертной казни, за независимость Грузии и восстановление автокефалии Грузинской Церкви.
В 1864 году, когда проходило освобождение крестьян от крепостной зависимости, Чавчавадзе был отправлен в Кутаисскую губернию в качестве чиновника особых поручений. Потом он стал мировым судьей в Душетском уезде. Был известен своей неподкупностью. Чавчавадзе также состоял председателем общества распространения грамотности среди грузинского населения.
Помимо этого Илья Чавчавадзе переводил на грузинский язык русских и европейских классиков и находил время руководить журналом "Иверия".
Писать о вкладе в грузинскую литературу Ильи Чавчавадзе можно много и долго. Его недаром называют "Отцом нации", произведения Чавчавадзе входят в школьную программу.
В период Чавчавадзе в грузинском обществе велась ожесточенная борьба между социал-демократами во главе с большевиком Филиппом Махарадзе и демократами-националистами под руководством Ильи Чавчавадзе. Князь аргументированно критиковал взгляды большевиков и предсказывал будущие плоды их непродуманной программы. Среди простого народа князь пользовался огромным авторитетом. При его жизни идеи коммунизма не могли получить поддержку народных масс.
30 августа 1907 года Илья со своей супругой Ольгой путешествовали из Тбилиси в Сагурамо в открытой коляске. Возле села Цицамури их поджидала вооруженная банда Гиглы Бербичашвили, которая остановила коляску. Илья встал на ноги и обратился к банде: "Я Илья, не стреляйте". Ответ Гиглы был следующим: "Именно потому, что ты Илья, мы и должны стрелять".
Убийцы были приговорены к повешению, но вдова святого Илии, Ольга, ходатайствовала об их помиловании, говоря, что супруг поступил бы точно так же по отношению к заблудшим братьям.
В современном грузинском государстве Илью Чавчавадзе часто называют "отцом отечества". В 1987 году Чавчавадзе канонизирован Грузинской православной церковью под именем Илия Праведный. День его памяти 18 июня (1 июля по старому стилю).
Вот одно из стихотворений Ильи Чавчавадзе.
МОЛИТВА
Я стою на коленях, Отец наш Небесный,
Пред Тобой, не прося ни богатства, ни чести,
Да пребудет без скверны молитва святая!
Но хочу, чтоб, как небо, душа засияла!
Чтобы сердце к врагам запылало любовью,
Даже если пронзят, обагрят его кровью;
И я мог бы молиться, как на Небе рыдают:
Ты прости их, Господь, что творят — то не знают...
***
МОЛИТВА
Когда демон неверья, отрицанья, лукавства
Даст душе ослабевшей чашу с ядом соблазна,
Пощади меня, Боже, обойденного роком,
И не дай к этой чаше прильнуть ненароком.
Но коль мерой подобной испытать меня надо
И Твое попущенье над кознями ада,
Да постигну Твой Промысл, свою волю склоня,
И да сбудется воля святая Твоя!
(Перевод В. Никитина)
Святой Эквтиме (Такаишвили)
Он рано осиротел и, упав в детстве с дерева, на всю оставшуюся жизнь остался инвалидом, ходил с палкой.
После кутаисской гимназии окончил Санкт-Петербургский государственный университет. В 1887—1917 годах читал лекции по истории Грузии в различных престижных школах. В эти годы принимал активное участие в научной и просветительской деятельности. С 1907 по 1921 год был главой Общества истории и этнографии Грузии.
Ученый страстно искал и исследовал грузинские рукописи, приобретая их на собственные деньги. Иногда ему приходилось отдавать владельцам рукописей карету или лошадей, чтобы уникальные грузинские документы и материалы не попадали в руки зарубежных частных коллекционеров.
В 1918 году был одним из основателей и преподавателей Тбилисского государственного университета. После того, как в Грузию вошла Красная армия, он уехал в эмиграцию во Францию вместе с правительством Ноэ Жордания.
Зная его бескорыстность и честность, правительство Грузинской республики назначило Эквтиме хранителем народных ценностей и исторических реликвий. Драгоценности, хранившиеся в 39 огромных ящиках, были доставлены сначала в Марсель и помещены в хранилище банка, а затем были перевезены в Париж. За сокровищницей следил Эквтиме. Ему, инвалиду, было очень тяжело справляться с такой миссией, но он делал, что мог, по максимуму. Часто голодал, но не продал ни одного кольца из вверенных ему сокровищ. Именно от голода в 1931 году скончалась его жена Нина Полторацкая.
Это было огромным ударом для Эквтиме. Истощенный, он и сам выжил чудом. Видимо, миссия его была не закончена.
Европейские музеи разных стран забрасывали Эквтиме предложениями приобрести сокровища на выгодных условиях; предлагали за часть экспонатов бесплатно хранить все остальные, но он не соглашался.
Тихой и безмятежной жизни в Европе все-таки не получилось. В 1933 году Лига Наций признала Советский Союз и сокровища перешли во владение французского государства. В 1934 году он вдобавок ко всем проблемам снова сломал ногу и долгое время был прикован к постели.
Францию захватила Германия. С приходом войны жизнь Эквтиме на чужбине сделалась еще тяжелей. Часто к нему являлись с обыском гестаповцы и переворачивали все вверх дном. Кое-как он дожил до открытия Второго фронта летом 1944 года. Исход войны был уже ясен.
В конце 1944 года Эквтиме не выдержал, так как сил для ежедневной борьбы уже не было, и написал директору Музея искусств Грузии Шалве Амиранашвили с просьбой спасти народные сокровища Грузии, которые оказались под угрозой конфискации французскими властями. Они требовали погашения долга – плату за их хранение в Версальской публичной библиотеке. Сам Сталин на переговорах с Шарлем де Голлем лично просил последнего о возвращении ценностей в Грузию. В итоге в апреле 1945 года Эквтиме, сопровождая коллекцию, вылетел на Родину.
Ступил на асфальт тбилисского аэропорта, поклонился и поцеловал землю, на которой стоял. Это не было красивым жестом – слишком уж долгой была дорога домой.
Приняли его прекрасно. Вскоре назначили профессором Тбилисского университета, а чуть позже – академиком Академии наук Грузии. Однако почет и уважение советской власти оказались недолгими. Вскоре его обвинили в том, что он якобы являлся агентом Франции, и не только уволили, но и лишили пенсии. Его навещали друзья-академики и Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) по пропускам, так как домашний арест требовал повышенной секретности. И приносили немного еды.
Приемная дочь, ухаживавшая за престарелым больным ученым, была арестована. До конца своей жизни ученый оставался под домашним арестом. За 1946-53 годы успел напечатать 16 научных трудов. Святой преставился в возрасте 90 лет в 1953 году.
10 февраля 1963 года, в год столетия его рождения, его тело было перезахоронено в Дидубийском Пантеоне в Тбилиси. При вскрытии гроба оказалось, что не только тело, но даже его одежда и обувь не были тронуты тлением. Затем мощи святого были вновь перенесены на Мтацминда, где они покоятся и ныне. Тело его жены Нины было принесено из Левилля (Франция) и захоронено рядом с мощами мужа.
В 2002 году Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал Эквтиме Такаишвили под именем Святой Эквтиме, Божий человек.
Пройдитесь между могил Пантеона, посидите и поразмыслите о бренности всего живого на земле и, уходя, почувствуете восстановившийся душевный покой.
Продолжение следует...