Чуть усталое, измотанное хождением по знойному солнцу женское лицо. В руках – крест из гибких прутьев виноградной лозы. И ясный, щедро подпитываемый верой взгляд…
Будь наши предки в IV веке знакомы с фотографией, возможно, именно так бы запечатлели они равноапостольную Нино, начавшую у озера Паравани свою миссию крещения Грузии. В память об этом событии представители грузинского духовенства и общественности вот уже более 30 лет устраивают крестный ход по пути следования Святой Нино ("Асавал-Дасавали", 03-09.06).
На этот раз на снимке – идущая в голове колонны президент Грузии Саломе Зурабишвили. Тоже чуть уставшая. Тоже с виноградным крестом ("Асавал-Дасавали"; "Резонанси", 03.06).
Непримиримая борьба политических векторов
Порыв (во всяком случае, судя по фото, искренний), но вызвавший неадекватные оценки. "Напоминает пиар!" - возмущается бывший депутат от "Грузинской мечты" Давид Чичинадзе. "Причуды пенсионерки!" – скептически иронизирует художник Гия Буадзе. "Грузия – это страна и других конфессий", - ворчливо упрекает эксперт Гия Хухашвили ("Резонанси", 03.06).
Почему-то политикам у нас не возбраняется сесть за рычаги бульдозера. Или, напялив на голову белый колпак, лицемерно выпекать сдобные булочки. Но почему бы президенту не присоединиться к крестному ходу?! Особенно если недавно во время Новруз-Байрама она посетила и мусульман, поздравив их с праздником.
Есть ли в таком поведении элемент пиара? Возможно. Но главное – символика: воспитанная в европейском духе Зурабишвили хочет продемонстрировать приверженность традиционным ценностям. Пытается увязать различные вектора в поисках эффективного компромисса для Грузии. Похоже, это больше всего и раздражает адептов жестко очерченных политических предпочтений. Как с одной, так и с другой стороны.
Чем-то ситуация сходна с эпохой Святой Нино – с принятием судьбоносного для Грузии решения. Крестительница шла с Запада на Восток, и сегодня мы вновь обращены к Западу. Но отчего же этот вектор оказался вдруг столь непримирим к традиционным национальным ценностям?
Президент Грузии мечтает о сельском домике в Рача >>
Пожалуй, некоторую ясность может внести любопытный разворот в "Квирис палитра" (03.09.06), где критически разобрана статья философа, профессора Александра Дугина. Речь идет о заметном смещении в последнее время акцентов по части Грузии в российской политологии. При этом особо подчеркнуто – грузины являются неотъемлемой частью православного мира, и надо всячески поощрять набирающие силу прогрузинские настроения.
Позиция научно-политических кругов, которую озвучил Дугин, перекликается со сделанным некоторое время назад заявлением такой известной персоны, как Максим Шевченко. В интервью радиостанции "Эхо Москвы" он неожиданно резко раскритиковал российскую политику в отношении Грузии.
Подобный поворот вкупе с возможностью, как пишет газета, "возвращения на путь истинный" сеет элементы паники в среде прозападно настроенных грузинских политиков. Которые по вполне понятной причине распространяется на институты православия и традиционные ценности.
При сложившемся раскладе любой конфликт интересов возводится на геополитический уровень и приобретает характер общественного протеста. Как, скажем, намерение либеральных сил провести в Тбилиси гей-фестиваль и гей-парад, так называемый, прайд. Под давлением сотрудников полиции МВД отказалось гарантировать безопасность его участников, - сообщает в "Ахали таоба" (03.06) один из лидеров "Грузинского марша" Сандро Брегадзе. "Мы не против секс-меньшинств, - поясняет Бергадзе, - если хотят, пусть собираются где-нибудь в клубе. Мы против пропаганды извращений. А они намеренно пытаются довести дело до провокации".
Максимум амбиций – минимум ответственности
"Оппозиция в Грузии никогда не была силой, с которой считаются", - отмечает политолог Сосо Цинцадзе ("Ахали таоба", 03.06). А эксперт Гия Хухашвили видит в безальтернативности правящей силы благодатную основу для монополизации и расползания коррупции ("Квирис палитра"). Несколько привилегированных группировок в Грузии поворачивают любую ситуацию в своих интересах. "Как может в собственности у бизнесмена-фармацевта находиться больница и вдобавок страховая компания?" - возмущается он. При этом к элитарной добавилась коррупция в среднем и низшем звене. Это, как считает Хухашвили, результат того, что у мелких чиновников большие амбиции и маленький шанс подвергнуться серьезному наказанию.
При монополизме даже кадровые перемещения в высших эшелонах власти оборачиваются формальностью. "Ахали Таоба" (04.06) делится предположениями о том, что в ближайшее время еще три министра могут расстаться со своими креслами. Но приведет ли это к изменениям? Можно ли, сместив министра финансов Иванэ Мачавариани, добиться укрепления лари? Или как Давид Залканиани (а по сведениям газеты, его как раз в этом и обвиняют) мог воспрепятствовать восстановлению Михаилу Саакашвили украинского гражданства?
Но в наиболее глупом положении оказалась после отзыва разрешения на реконструкцию Потийского порта министр экономики Натия Турнава. Неужели столь крупное решение, действительно, было принято без ее ведома?!
"Потийский порт и хазарадзевский понт" - так озаглавила статью о конфликте интересов между строительством глубоководных портов в Поти и Анаклия "Асавал-Дасавали". Газета задает элементарный вопрос: если создание глубоководных портов – это хорошо для экономики, почему бы тогда не построить оба порта? А если это лишь сведение счетов между конкурирующими бизнес-кланами, тогда зачем с нуля строить второй разных бизнес-групп и тратить на это миллиарды?
Минэкономики: порт Анаклия в приоритете, но претензии порта Поти понятны >>
Пользуясь ситуацией, противостоящие стороны и в экономике стараются обеспечить себе позиции, переведя практические расчеты в мутную плоскость политики и конспирологических теорий. Взваливая все беды на северный вектор, они утрачивают здравый смысл и упускают объективную выгоду, попадая в зависимость от иных обстоятельств.