Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

Все, хватит, ухожу гулять по городу! Я два месяца примерно просидела на карантине. Настолько примерно, что даже домочадцы начали подтрунивать. Мол, такие вырождающиеся виды сознательного гомо сапиенса нужно заносить в Красную книгу
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Если променад, то в ближайший магазин. А это, должна отметить, в буквальном смысле в двух шагах, под домом. Если экстренный выход по делу - на машине, и как и полагается на заднем сиденье, в маске.

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

Никаких посиделок, приятельских встреч на улице или у кого-нибудь за закрытой дверью дома. И не потому, что я, как в шпаргалку, заглядывала в эти предписания и старалась не отклоняться от них в своих действиях. Просто так складывались обстоятельства. И реагировала я вроде как спокойно на карантинное заточение. Утешала других и удивлялась, почему люди реагируют на изоляцию нытьем и депрессиями.

Интернациональная мафия и стриженные бутылки: есть ли жизнь в салонах красоты? >>>

И вдруг во мне будто что-то взорвалось. Я поняла, что, если я завтра же не пройдусь по тбилисским улочкам, я больше не выдавлю из себя ни строчки.

Озеленитель и жрицы любви

Наутро я повесила на плечо рюкзак, одела на шею фотоаппарат и вышла из мая летящей походкой. Я поставила перед собой довольно сложную задачу – пройти пешком расстояние от Глдани до проспекта Руставели, а это порядка 17-и километров.

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

С предпоследнего микрорайона до метро Ахметели я спустилась довольно быстро, за каких-нибудь 20 минут. И это с учетом того, что некоторые участки дороги и тротуара в Глдани до сих пор ремонтируются. Работы идут на дорогах, между прочим, уже год.

Еще пара минут, и я у метро Сараджишивли. Дальше дорога ровная, зеленая и чистая. Хотя, с другой стороны, кому загрязнять улицы, если люди два месяца сидели в домах. По пути встречались редкие прохожие, проносились люди на велосипедах, скутерах.

Чтобы не петлять по подъемам и спускам, а идти по прямой, я решила выйти на Набережную. К тому же, идя по Набережной, можно мерять пройденный путь по мостам, это удобно.

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

День выдался ясный и погожий. Сверху греет улыбчивое солнце. Рядом бежит бурная, бесноватая Кура. Ближе к центру ее строптивый нрав укрощается. Понимает чертовка, что, выходя в "свет", нужно вести себя подобающе. Кура, или по-нашему Мтквари, протекает по территории Азербайджана, Грузии, Турции. Часть бассейна реки находится на территории Армении и Ирана. А начало берет она с Армянского нагорья.

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

Останавливаюсь, чтобы вглядеться в воду, вслушаться в шум. Грязная вода, до невозможности. В нее ведь регулярно выбрасываются производственные и бытовые отходы. Только человек способен на такие разрушения. Каких-нибудь 200 с лишним лет назад курную воду использовали в качестве питьевой. А сегодня экологи бьют тревогу, говоря о ее загрязненности.

"Дышать стало легче": совсем другая сторона коронавируса >>>

Я его заметила издалека. Низкорослого, упитанного в широкополой панаме защитной расцветки. Шел он, чуть заметно переваливаясь с ноги на ногу. Ярко-зеленая униформа выдавала в нем озеленителя.

Когда он окончательно приблизился, я разглядела и соответствующую надпись в области нагрудного кармана. Не ошиблась, значит. Поравнявшись со мной, он замедлил шаг, сообщая тем самым, что собирается заговорить.

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

- Работать вышли? – с любопытством осведомляется озеленитель.

Не чувствуя в вопросе подвоха, ведь у меня на шее фотоаппарат, я ответила, что нужно выбираться из этой трясины, поэтому пробую. Тут мужчина приблизился и буквально впился в меня глазами. Долго рассматривал и изрек:

- Нее-е, не похожа… Не дай бог тебе начать тут работать.

И тут я смекнула. Ведь по обочине набережной рассыпаны жрицы любви. Так и сидят на бордюрах, высиживают клиента. Выглядят почти все неважно. Лица у женщин стертые, взгляды колючие.

Набережная - это место, где машины несутся на высокой скорости. И не каждый рискнет пересекать трассу. Но они переходят ее запросто. А поскольку по бульвару курсируют сугубо жрицы любви, то нужно морально быть готовой к тому, что любую, попавшую в этот радиус, могут автоматически записать в представительницы древнейшей профессии.

А висящий на шее фотоаппарат квалифицировать как навороченный маневр новоприбывшей. Конкуренцию, между прочим, никто не отменял. На том мы с озеленителем и попрощались. Он пошел своей дорогой, а я продолжила свой путь, и только жрицы остались сидеть на своих местах.

Рыбаки и речной экстрим

Через некоторое время на горизонте замаячил Дидубийский мост. Его не спутаешь ни с одним другим. Облицовка у строения такая, что заметишь и из космоса. Он по цвету желтый, из болнисского туфа. Монументальный и основательный, с множеством отделочных деталей, как и полагается строению сталинской эпохи.

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

Строительство моста закончилось в 1954-м. В 90-х ему дали другое название в честь инженера Ш. Шаликашвили. Вот только тбилисцы его упорно продолжают называть Дидубийским. Место под мостом облюбовали рыбаки. То есть, до Дидубийского моста – стоят жрицы, после моста рыбаки. А посередине, озеленители. Широкий газон с цветами делит трассу пополам, и "зеленые" люди копаются в земле по всей длине Набережной.

- Клюет? – спрашиваю у мужчины.

Оторвав глаза от удочки, отвечает:

- Норма-а-аль-но.

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

По всему видно, подготовился он основательно. У ног сумка со снастями, на дереве рядом висит куртка.

- Вируса не боитесь?

Мужчина расплывается в улыбке, обнажая редкий забор зубов. Лицо у него загорелое, видимо часто приходится стоять под солнцем.  

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

- Тут мало людей, разве не заметили. Если за целый день один проедет на велосипеде. Я сюда хожу смелее, чем в магазин.

- Приходите сюда каждый день?

- Как получится. Нужно приходить утром и вечером. Днем клева нет.

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

- И большой улов?

- Когда как, в среднем 4-5 килограммов, - тут мой новый знакомый достает из сумки целлофановый пакет, чтобы продемонстрировать свой улов. Рыба мелкая и симпатичная.

- Ее хорошо на жарку. Принесу сейчас домой и пожарим, - аппетитно смакует рыбак.

Желаю удачи случайному знакомому и иду дальше. А дальше очередной мост имени Вахушти Багратиони.

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

Построен в начале 70-х годов прошлого столетия. Особенной архитектурной ценности он не представляет. Он высокий, без изысков и излишеств, об эстетической стороне строения мало кто задумывался, классическое порождение своего времени.

Чарующая немецкая слободка: дома, нанизанные на нить времени >>>

Пройден очередной рубеж. По мере приближения к цели начинает мучать жажда, погода ведь стоит солнечная. Воду я с собой не взяла, потому что у нас на весь город и трех биотуалетов нет.

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

Дохожу до места, где ограждение заканчивается. По всем законам логики за ним должен следовать спуск к воде, но его нет. А есть резкий обрыв. Нога вовремя повисает в воздухе. Осторожно выглядываю и замечаю остатки арматуры, бывшей некогда лестницей.

Прогулка с остановками, или Нераскрытые тайны немецкой слободки >>>

Но какого же было мое изумление, когда я поняла, что таких "выходов" к реке у нас оказывается несколько. И только у одного из них, за время моего следования по маршруту, была крохотная площадка перед мнимым спуском к воде. Я, конечно, четко понимаю, что таких отчаянных прогульщиков, как я, в нашем городе крайне мало, но ведь они все же есть!

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

Взбрело же мне в голову отправиться в пеший тур по Набережной. А вдруг я не одинока в безумных желаниях?! То есть, следуя логике городских властей, Набережная у нас активно не используется. А значит и заботиться о безопасности населения не стоит.

Цель достигнута – а итог?

Показался мост Челюскинцев, который зовется сегодня мостом царицы Тамар. Впрочем, упрямые тбилисцы все же чаще склоняются к старому названию.

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

Построили его в 1935-м году по проекту Завриева и Словинского. Мост состоит из четырех пролетов. Два центральных пролета перекрывают русло реки, два боковых — проезды вдоль набережных.

Самые безумные и веселые пасхальные обычаи Тифлиса: во что верили наши предки? >>>

Между тем усталость потихоньку давала о себе знать. Четыре часа в дороге, без остановок привалов и кофе-брейков. Обувь на ногах более чем удобная, но одна нога стерта в кровь. Когда становилось совсем невмоготу, я свешивалась над перилами и глубоко вдыхала речную прохладу.

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

Сесть бы где-нибудь, взять пятиминутный тайм-аут. Но скамеек на набережной нет. Остается гадать, почему в городе, где летом температура в среднем поднимается выше 40 градусов, никому и в голову не приходит благоустроить речную набережную.

Уличные развлечения сумасбродного Тифлиса: вечный праздник наших предков >>>

Шаг, второй, еще один, главная задача состояла в том, чтобы не свалиться замертво на набережной, а добраться до своей конечной цели. Наконец появляется и эта главная цель – заветный мост Галактиона.

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

Нынешний мост Галактиона был построен в 80 годы 19-го века. Правое побережье росло, обустраивалось, появилась необходимость связывать с противоположным берегом. Вокруг строительства моста развернулись в те времена нешуточные баталии.

Испытание эпидемиями: привитый царевич и Католикос-Патриарх, погибший от холеры >>>

Некоторые из специалистов считали, что строительство Мухранского моста (ныне Бараташвили) гораздо важнее Верийского (мост Галактиона). В итоге, благодаря усилиям богатого и влиятельного генерала Карганова и предпринимателя Ротинова, чьи земли были поблизости от будущего моста, выбор был сделан в пользу Верийского.

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

Компаньоны Карганов и Ротинов построили на свои средства мост. Но чтобы окупить собственные затраты, они решили сделать его платным. Пешеходы для перехода по нему платили 5 копеек, а транспорт 10. Верийский мост оставался единственным платным мостом в Тбилиси до 1922 года.

Разговор по душам и тифлисские герои: виртуальная прогулка в реальное прошлое города >>>

Шло время. Город менялся, а с ним росли потребности в передвижении. Мост, ширина которого не превышала десять метров, с новыми нагрузками уже не справлялся. Поэтому в 1952 году на этом месте появился новый, трехарочный мост. Назвали его мостом имени Сталина.

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

Свое новое имя мост получил в 2001-м. Не могу утверждать со всей ответственностью, но по моим личным наблюдениям, это единственное место, где в оформлении еще осталась советская символика.

История одного сололакского двора, или Жизнь, разукрашенная иллюминацией >>>

Рядом с театром оперы и балета есть маленький сквер. Усевшись на скамье и наблюдая за изящной скульптурной композицией балерин, я пытаюсь суммировать итог моей пятичасовой прогулки.

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

Конечно, я узнала немного больше о родном городе. Но разве только ради этого я совершала этот рекордный марш-бросок? Да нет же, мне просто хотелось докричаться, достучаться до любимого города и сказать ему словами песни Мумий Тролля "Караванами, пароходами. Я к тебе прорвусь. Mon amie".