О его таланте знают во всем мире. Наверно, каждый ценитель кино находит для себя что-то бесценное в его творчестве. А тех, кто не слышал о нем, заинтересовать очень легко, и усилий никаких прикладывать не надо. Ведь это Параджанов! Вся натура его пропитана желанием не оставаться на месте ни на секунду, двигаться, ссорить, мирить, манипулировать и, что самое главное, – творить!
В связи днем памяти одного из самых знаменитых коренных тбилисцев Sputnik Грузия пообщался с близкими друзьями Сергея Параджанова.
Своими воспоминаниями поделился легендарный грузинский фотограф Юрий Мечитов. Он дружил с Параджановым на протяжении 11 лет. А познакомился с ним, когда он вышел из украинской тюрьмы. Там Параджанов находился четыре года вместо пяти. В этом деле ему помогла французская компартия, которая ходатайствовала перед Брежневым. На год раньше его выпустили, однако жить в Киеве, Москве и Ленинграде запретили. Такие были условия.
"Он вернулся в Тбилиси без ничего: без паспорта, без работы. Один мой знакомый сказал, что вот, приехал такой человек – Параджанов. Я, естественно, его фильмов на тот момент еще не видел. Его фильмы проходили, скажем так, "вторым экраном", ведь это арт-кино, не блокбастеры. Он был уже тогда популярен в кинокругах, но больше в европейских, нежели советских. В общем, тот знакомый сказал, что нам надо встретиться.
Решили пригласить его к нам. У нас был клуб, где я был старшим методистом кинолюбителей при доме железнодорожников. В общем, мы пригласили его, чтобы показать наш общий документальный фильм, который повествовал о жизни учительницы Нины Козловской. Она, в свою очередь, оказалась его учительницей истории! Надо ж так, надо ж так… Он посмотрел и оценил. Тогда же я снял его первую фотографию, после чего и завязалась наша дружба, к тому же он жил недалеко от меня. Я мог оказаться у него всего за 15 минут", - рассказывает Юрий Мечитов.
По словам Мечитова, он посмотрел фильмы Параджанова достаточно поздно, "поскольку время было такое, это была пора без всяких CD-дисков или YouTube-ов". Поэтому в том, что Параджанов – гений, Юрию еще предстояло убедиться. И, наконец, в 1985 Параджанов устроил просмотр фильма "Цвет граната" своим товарищам. Тогда-то Мечитов и понял: "Гений!"
"Человек жил в условиях несвободы, но представлял из себя свободного человека. Всегда существовали люди, покорные обстоятельствам, всегда были люди ведомые и, конечно же, ведущие. Сергей относился к той группе людей, которые были ведущими, которые утверждали свое, несмотря ни на что, даже угрозы. Это был абсолютно свободный человек. Эта его свобода выражена в моем снимке, который был снят в его районе Мтацминда. Он просто попрыгал несколько раз перед камерой. Эта идея, может, пришла к нему давно, а я просто оказался в нужное время в нужном месте", - вспоминает фотограф.
Оказывается, он пришел к Параджанову домой, когда у него в гостях были две девицы – сотрудницы Ленфильма, которые тоже есть в кадре этого знаменитого снимка. Как говорит Мечитов, ему крупно повезло, ведь днем ранее ему принесли широкоугольный объектив. "Это сейчас никого ничем не удивишь, а в то время у меня не было нормальной аппаратуры, был простенький аппарат", - говорит Мечитов.
Тем не менее, по его словам, совпали технические условия, при которых удалось снять просто шедевр.
"Я увидел этот кадр и чуть не сошел с ума! "Это кадр века", - сказал я ему. Это фото я назвал "Полет черного ворона", - вспоминает, смеясь, Мечитов.
Оказывается, Сергей Параджанов был очень ревнивым человеком и считал своего друга Юрия Мечитова учеником. Тот был не против, наоборот, говорит, что все так и было.
"У нас были отношения ученика и учителя, но ученик я был уже оперившийся. К нашему знакомству я уже устроил персональную фотовыставку, был автором нескольких фильмов… Мне было 39 лет, я был не маленький мальчик. А он, повторюсь, был очень ревнивым и хотел видеть во мне только ученика, но это нормально!" - уверяет Мечитов.
Плюс ко всему, Параджанов, как говорит Юрий, на дух не переносил людей, не видящих красоту.
"Он ненавидел людей, которые не видят красоту. Это было самым главным: не видит человек красоту – он становится его врагом. Он говорил: "Как ты не можешь видеть, что это красиво?!" Я тоже получал от него подзатыльники. Многие просто не выдерживали такого прессинга и больше не общались с ним", - говорит Мечитов.
Своей эксцентричностью Параджанов заражал и окружающих людей. Познакомившись с ним однажды, по словам Мечитова, многие начинали общаться на манер Параджанова.
"Он меня "заразил" какой-то болезнью. Я даже придумал специальный глагол: "параджанировать", который имеет много значений. Это и издеваться, и ерничать, говорить людям прямо все, что хочешь, разыгрывать, возбуждать, провоцировать – и это главное слово в этом термине. Из-за того, что у него не всегда была возможность творить фильмы, он занимался режиссурой именно на людях. К нему приходили гости, а он, скажем так, сталкивал эти характеры, разыгрывал их по-всякому, ссорил и мирил! Например, едет Сергей в такси, и он не может просто сидеть и смотреть по сторонам, нет! Он начинал говорить с шофером, говорил обо всем на свете", - сказал Мечитов.
Поделилась своими воспоминаниями и выдающийся грузинский кинорежиссер, сценарист Лана Гогоберидзе, которая дружила с ним на протяжении долгих лет.
"Для меня он совершенно исключительная личность, неповторимая, странная, полная противоречий. Он был великим постановщиком. Постановщиком не только фильмов, это само собой, он ставил каждый эпизод своей жизни, притом вкладывал в это такой темперамент. Он просто наслаждался каждой минутой своей жизни, это удивительно! Он и бился, и страдал, и радовался. Игра, провокация, эпатаж – это его стихия, этим он жил", - говорит Гогоберидзе.
Как сказала в интервью кинорежиссер, у нее всегда складывалось ощущение, что Параджанов нарочно старался вызвать гнев сильных мира сего и делал это с удивительной последовательностью.
"Я помню, как он отправлял каждый день телеграммы в Киев, в Госкино. Писал: "Умираю от голода, дайте возможность снять фильм". Отправил один раз, второй, десятый! Там уже просто сходили с ума от этих телеграмм Параджанова. В конце концов его арестовали. Самое интересное, что он не был диссидентом ни в творчестве, ни в жизни, просто он не мог не противостоять чему-то", - говорит Гогоберидзе.
В наше время, к сожалению, большая часть молодого поколения не знакома с творчеством этого значимого профессионала. Лана Гогоберидзе ответила, что бы она сказала таким людям.
"Искусство – оно вечно, искусство такого художника, как Параджанов, тем более. Он создавал картины на такие вечные темы, как любовь, измены, смерть, воскрешение. Самое главное – стремление к прекрасному в каждом кадре, в каждой детали, костюме! Если этого не существует в вашей жизни, тогда и жить не стоит, я бы так сказала молодому человеку, который не воспринимает или вообще не знает Параджанова. Он необходим, необходим именно сегодня, когда жизнь стала такой противоречивой. Единственное, что может спасти мир, - это красота. Я абсолютно уверена, а он был одним из тех, кто ее создавал", - призналась Гогоберидзе.