В 1974 году театр Грибоедова принял в свое руководство новый главный режиссер – Александр Георгиевич Товстоногов. В середине 1970-х театр имени Грибоедова находился, что уж тут скрывать, не в лучшей форме.
Новому руководителю предстояло не просто реанимировать театр, но и создать новый, воспитать свою труппу, сформировать свой репертуар. И это свершилось, потому что, как очень скоро выяснилось, в Тбилиси прибыл по-настоящему выдающийся режиссер и педагог.
Сандро Товстоногов вписал несколько ослепительно ярких страниц в историю Грибоедовского, поставив спектакли, о которых зрители старшего поколения с восторгом вспоминают до сих пор. А его ученики, ныне – известные актеры и режиссеры, и сейчас с гордостью произносят: "Я учился у Сандро".
Театр в Minecraft: БДТ имени Товстоногова представил "Вишневый сад" в онлайн-игре >>>
В конце 1942 года режиссер Георгий Товстоногов женился на актрисе Саломэ Канчели. 30 апреля 1944 года у них родился первенец – Сандрик, а через год – второй сын, Ника. Георгий Александрович ставил спектакли в Грибоедовском, преподавал в Театральном институте, Саломэ играла, пользуясь все большей популярностью.
Красавица, талантливая актриса, она мечтала о славе, поклонниках, аплодисментах. Семья становилась ей в тягость. Отношения начали накаляться. И однажды, назло всему, Саломэ совершила роковой шаг. Она не предполагала, что муж ее не простит и подаст на развод. На суде Саломэ заявила, что отдает сыновей отцу. Малыши остались без матери. Их вырастила и воспитала сестра отца, Натела Александровна Товстоногова.
Сандро окончил ЛГИТМиК, курс Георгия Товстоногова. Поставил замечательные спектакли в ленинградском "Ленкоме", БДТ, Московском ТЮЗе, театре им. Станиславского. Но, конечно, он был обречен на то, что его всегда будут сравнивать с великим отцом. Он вспоминал: "Иногда отец говорил горько: "Наверное, я непроизвольно тебе мешаю". Все понимал и по вопросу критики, и по вопросу повторения фамилии в режиссуре".
И потому Сандро с удовольствием принял предложение возглавить Тбилисский русский театр Грибоедова – это давало возможность скрыться от "тени отца", спокойно работать и никому ничего не доказывать.
"Мы не должны забывать о том, что театр Грибоедова, несмотря на русскоязычную аудиторию и наличие многонационального зрительского контингента, будучи продолжателем русского театрального опыта, является неотъемлемой частью грузинской культуры, грузинской театральной жизни, – пишет театровед Лела Очиаури. – Каждый, кто творил в этом театре, стоял и стоит во главе, начиная с Всеволода Мейерхольда, Котэ Марджанишвили и заканчивая Автандилом Варсимашвили, вносил и вносит свою лепту в создание многообразного облика этого сегмента грузинского театра.
Это многообразие еще больше обогатил и дополнил новыми штрихами Сандро Товстоногов… Вернувшись на родину, он привез лучшие традиции русского, санкт-петербургского театра, генетическое наследие родителей и свои неповторимые стиль и стремления. Период его творчества был одним из лучших, так как он нарушил течение жизни серого советского русского театра, скучное и подчас безликое его существование.
Его приход в театр походил на глоток свежего воздуха, полный энергии и молодости. И несмотря на то, что деятельность Сандро Товстоногова в театре Грибоедова продлилась всего шесть лет, эти шесть лет можно смело назвать эпохой, которая стала новой точкой отсчета в истории Грибоедовского театра".
Театр начал собирать неизменные аншлаги. Попасть в него было непросто. Зрители просили лишние билетики. Смотреть спектакли Сандро Товстоногова стало обязательным признаком хорошего тона – точно так же, как смотреть спектакли Михаила Туманишвили, Роберта Стуруа, Темура Чхеидзе.
Он сразу сделал ставку на остро современную драматургию. В репертуар театра вошли "Энергичные люди" и "Точка зрения" Василия Шукшина, "Старший сын" и "Прощание в июне" Александра Вампилова, "Забыть Герострата" и "Полет жареной утки" Григория Горина, "Жестокие игры" Алексея Арбузова, "Три мушкетера" Марка Розовского и Юрия Ряшенцева.
Оцените ритм – за первые девять месяцев работы Сандро Товстоногова Грибоедовский показал пять премьер! А всего за время своего художественного руководства Александр Георгиевич поставил 20 спектаклей, в числе которых – музыкальные и публицистические спектакли, героические трагедии и лирические комедии, и, наконец, впервые за сорок лет на сцене театра Грибоедова появился Шекспир: в 1938 году Арсений Ридаль поставил "Двенадцатую ночь", а в апреле 1979 года Товстоногов представил "Сон в летнюю ночь".
Успех спектаклей Сандро Товстоногова у публики был оглушительным. В прессе не уставали публиковать восторженные и уважительные рецензии. Судите сами: "Прощание в июне" – яркий зрелищный спектакль, полный талантливых режиссерских выдумок. Мы встретились в нем со многими интересными актерскими индивидуальностями. И никак нельзя умолчать о работе художника Эдуарда Кочергина, нашедшего простое, очень условное оформление сцены, в котором актерам, очевидно, легко, весело играть".
"В "Жестоких играх" проявляется социальный оптимизм, свойственный тбилисскому театру, свободный от упрощенного, плоского понимания жизни", "интересный режиссерский ход, разбивающий некоторую камерность сюжета: хореография, вплетенная в ткань спектакля, не только составляет эмоциональный фон действия, но и придает ему черты литургической драмы"; "Пафос спектакля "Молодая гвардия" сосредоточен не на событии, а на нравственных истоках победы, и потому на первый план вышли те моменты, когда каждый из молодогвардейцев предстает перед лицом мук и смерти.
Перед молодыми актерами стояла трудная задача – не только создать живые образы, но и донести главную мысль спектакля – о неистребимости духовного начала в человеке"; "В работе над классикой (а это всегда экзамен для театра) сосредоточились черты, присущие коллективу, – точность режиссерского замысла, отличные актерские работы, составляющие ансамбль, многозначное образное решение. В спектакле "Последние" нет самодовлеющей, выставляющей себя напоказ режиссуры.
Все компоненты слиты, соподчинены и замкнуты на актере"; "Мировосприятие Шекспира, естественно, эволюционировало. Постановщик же "Сна в летнюю ночь" как бы учитывал всю совокупность этой эволюции; учитывал и конфликтный характер действительности – и шекспировской, и современной. Атмосфера "Сна" в спектакле – это мир, в котором идет нешуточная борьба, а порой происходит весьма серьезное противоборство" (из статьи И. Безиргановой "Сандро был прирожденным лидером").
Сказать, что грибоедовцы его любили, – это даже как-то несерьезно. Он был окружен таким обожанием, уважением и почитанием актеров, которых, думается, ему больше нигде встретить не довелось.
"Интеллигентные, полные режиссерской энергии, неистощимой фантазии, доброго юмора спектакли Сандро Товстоногова превратили плохо посещаемый, среднего профессионального уровня театр в один из самых любимых в городе театров, – вспоминал грибоедовец Юрий Юрченко. – Сандро любил актеров и умел с ними работать, и они – актеры – платили ему тем же. Никогда – ни до, ни после – он не был окружен такой любовью коллег, таким актерским доверием, как в Тбилиси. В театр влилась и группа молодежи – студенты набранного им в Тбилисском театральном институте курса".
"Сандро был прирожденным лидером в театре, объективным главным режиссером, взвешивающим возможности каждого актера, следящим за его творческим ростом, – рассказывала Светлана Головина, первая жена Сандро, мать его двоих сыновей.– При распределении ролей никогда не обращал внимания на личные отношения с актерами, назначая на роли только тех, кто действительно подходил к данной пьесе, кто мог бы проявить себя и обогатить спектакль".
Несколько лет назад в беседе с учеником Александра Георгиевича, актером Михаилом Амбросовым, я спросила: "Каким он был?" "Это был Монблан, – ответил Михаил Яковлевич. – Его приезд в Тбилиси в середине 1970-х годов взбудоражил город. Один за другим выходили прекрасные спектакли. Его театральный язык очень богатый, колоритный, четкий, емкий.
Помню, Грибоедовский был на гастролях в Литве, и мы с Борисом Казинцом поехали привезти Георгия Александровича Товстоногова из Паланги в Вильнюс, чтобы он посмотрел спектакль Сандро "Райские яблочки" по пьесе Александра Котетишвили. Там был персонаж, который говорил про себя: "Я на стыке. Я нужен всем". И был одет в малиновый пиджак.
На обсуждении Георгий Александрович говорит: "Сандро, а что это у тебя за персонаж, похожий на барабанщика из румынского оркестра?" Александр Георгиевич промолчал… А через несколько лет Россия превратилась в страну малиновых пиджаков. И эти "пиджаки" говорили: "Мы на стыке. Мы нужны всем. Мы все купим. Все наше".
Сандро это понял раньше всех, в 1977 году. Он понял, что это павлины. Они покупают картины Шишкина и Айвазовского потому, что видели их в учебнике "Родной речи" в третьем классе. А творческое начало – это совсем другое дело. С ним работалось изумительно. Вы знаете, когда репетиция была особенно удачной, он от счастья мог бегать по залу. Да, было у нас счастье…"
"Золотой период" пребывания Сандро в Грибоедовском закончился триумфальными гастролями театра в Ленинграде, на сцене БДТ. Представьте себе, начало спектакля "Сон в летнюю ночь" пришлось задержать на 15 минут – зал был забит битком, и искали стулья для Народных артистов СССР Юрия Толубеева и Игоря Владимирова.
Вскоре режиссер принял решение покинуть Грибоедовский театр и уехать в Москву.
Да, Александр Георгиевич несколько лет возглавлял Театр имени Станиславского, где одним из первых поставил "Собачье сердце" Михаила Булгакова. Четыре года плодотворно работал в Белграде. Его спектакли с успехом шли в БДТ. И все же великих побед, подобных тем, которые были одержаны в Тбилиси, ему не удалось повторить ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге.
"Как он мог совершить такую роковую ошибку и уехать из Тбилиси? – с горечью говорит заслуженная артистка Грузии Ирина Квижинадзе. – Это был его город, его театр. Сандро все знали и все любили. Тогда в наш театр стали ходить актеры из всех грузинских театров. Золотое время Грибоедовского театра! До боли сжимается сердце, когда подумаешь, что из-за одного неправильного решения не сложилась судьба такого блистательного режиссера".
В апреле 2002 года Театр имени Грибоедова принимал участие в международном театральном фестивале "Встречи в России" в Санкт-Петербурге. Сандро посмотрел спектакль и зашел за кулисы – повидаться со старыми друзьями. "Я очень хочу поставить спектакль в Грибоедовском", – сказал он Николаю Свентицкому. "А что именно?" – спросил Свентицкий. "Да что угодно! Хоть телефонную книгу!" – простодушно и, в общем-то, не очень профессионально ответил Сандро.
Этой мечте не довелось осуществиться. В октябре у него случился обширный инсульт. 19 декабря Александр Товстоногов скончался. Ему было 58 лет.