Лидеры Азербайджана и Грузии уверенно формируют новую экономическую реальность в регионе

По мнению экспертов, согласно итогам переговоров в Тбилиси Алиев и Гарибашвили дали ясно всем понять, кто рулит инфраструктурными проектами в регионе
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В ходе визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Грузию лидеры двух стран обсудили ряд вопросов, связанных с дальнейшим укреплением двусторонних связей. Была отмечена важность развития отношений между двумя государствами в условиях возникших в регионе новых политических реалий, пишет колумнист Sputnik Азербайджан Надир Шафиев.
Президент Алиев и премьер-министр Гарибашвили высоко оценили нынешний уровень сотрудничества между Азербайджаном и Грузией в экономической, энергетической и транспортной сферах, параллельно отметив необходимость его дальнейшего укрепления. Неслучайно в своем заявлении для прессы азербайджанский лидер подчеркнул, что стратегические отношения между странами фактически вышли на союзнический уровень.

Основные направления развития экономического сотрудничества

Азербайджан и Грузия успешно сотрудничают в различных сферах с первых лет обретения независимости. В первую очередь это касается инфраструктурных проектов, способствующих экспорту энергоресурсов из Азербайджана через территорию Грузию. С этой целью были построены нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум. Они заложили основу грандиозного проекта по созданию новых транзитных маршрутов экспорта энергоносителей, который развивается и в настоящее время.
Сегодня через территорию Грузию проходит также газопровод TANAP и нефтепровод Баку-Супса. При этом TАNAP, связанный с Трансадриатическим газопроводом TAP, уже доставляет азербайджанский газ на европейские рынки. В ближайшее время предполагается увеличение поставок голубого топлива по данному маршруту, что также было отмечено президентом Алиевым.
Азербайджан намерен увеличить экспорт газа и электроэнергии через Грузию >>
Некогда эксплуатируемый нефтепровод Баку-Супса в настоящее время простаивает. Но в ходе переговоров в Грузии Алиев заявил, что Азербайджан намерен восстановить перекачку нефти по этому маршруту и использовать терминал в Супсе.
Другим, удачно реализованным перспективным логистическим проектом, является железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК).
Лидеры двух стран также договорились способствовать реализации новых проектов в регионе, которые подразумевают увеличение экспорта газа в ЕС и доведение его объемов до 20 млрд кубометров в год в течение 5 лет, увеличение экспорта электроэнергии, а также повышение объема грузоперевозок по БТК до 5 млн тонн. Кроме того, Азербайджан хочет увеличить пропускную способность Бакинского международного морского порта с 15 до 25 миллионов тонн.

“В наших общих интересах увеличить грузопотоки в направлении маршрута Баку-Тбилиси-Карс и использовать порты Грузии для перемещения грузов из Средней Азии в Европу. Мы считаем, что у нас есть возможность увеличить этот потенциал. Создается новая реальность, мы должны быть к ней готовы”, - заявил президент Алиев.

Основные вопросы политической повестки

Реализация долгосрочных экономических проектов однозначно требует стабильной политической ситуации в регионе. Этот тезис особенно актуален на Южном Кавказе, где все еще не подписан мирный договор между Арменией и Азербайджаном.
"Мы представили армянской стороне наши предложения, состоящие из пяти принципов. Надеюсь, что армянская сторона, проявив политическую волю, подпишет с Азербайджаном мирный договор на основе этих основополагающих принципов, признанных международным сообществом", - заявил Ильхам Алиев.
Азербайджан готов к запуску трехстороннего формата – Алиев >>
По его словам, подписание этого соглашения принесет долгосрочный мир на Южный Кавказ и создаст новые возможности для сотрудничества. Более того, на встрече с грузинским премьером была выражена готовность Азербайджана поддержать формат Баку-Тбилиси-Ереван, предложенный Грузией и подразумевающий трехсторонние консультации по актуальным региональным вопросам. Теперь для реализации этого формата, который может позволить странам Южного Кавказа обсуждать и решать текущие вопросы региональной повестки без постороннего вмешательства, не хватает только согласия официального Еревана.
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили поделился в соцсетях публикацией об итогах переговоров со своим азербайджанским коллегой.

"Мы обсудили долгосрочное стратегическое партнерство Грузии и Азербайджана, перспективы и огромный потенциал. Дружба, мирное сотрудничество и процветание в регионе - наша общая цель", - написал он.

Конечно же, в ходе переговоров стороны не обошли стороной и обсуждение ситуации в Украине. Они заявили, что выступают за мирное решение вопросов за столом переговоров.

Основные итоги визита

Очевидно, что в регионе грядут большие перемены, в преддверии которых стороны “сверяют часы”. Ни для кого не секрет, что в последнее время сюда зачастили западные эмиссары, после каждого визита которых напряжение только возрастает. О политической составляющей данного вопроса уже однозначно высказались президент России Владимир Путин, руководитель МИД РФ Сергей Лавров и представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова. По их мнению, представители коллективного Запада стремятся не к укреплению мира в регионе, а наоборот, к тому, чтобы расшатать и без того хрупкий мир, установившийся после подписания трехстороннего соглашения в ноябре 2020 года.
Другая часть экспертов связывают возможные перемены с активизацией деятельности альянса Индия-Иран-Армения, который усиленно продвигает идею создания транспортного коридора Север-Юг через территории этих стран с последующим выходом к Черному морю. И хотя экономическую нецелесообразность данного проекта видно невооруженным глазом, нельзя исключать стремление к его реализации стран, которые входят в состав альянса.
"Грузия готова способствовать миру" – Гарибашвили о соглашении Баку и Еревана >>
Один из основных недостатков этого проекта - отсутствие соответствующей транспортной инфраструктуры в Армении, создание которой требует больших вложений. Другой - нехватка связующего звена, которое позволит осуществить выход на европейские рынки, являющиеся конечным пунктом этого маршрута. Здесь речь идет о железнодорожном маршруте, соединяющим Индию и Иран, который в дальнейшем должен соединиться с несуществующей линией в Армении, а затем, через территорию Грузии, выйти к Черному морю.
По мнению специалистов, согласно итогам переговоров в Тбилиси Алиев и Гарибашвили дали ясно всем понять, кто рулит инфраструктурными проектами в регионе. И строить любые планы без учета их интересов нецелесообразно.
Одновременно Еревану был дан сигнал о том, что его готовы принять в качестве равноправного участника будущего регионального развития. Но путь к полноценному участию в инфраструктурных проектах на Южном Кавказе, которые могут способствовать экономическому развитию Армении, лежит через выстраивание добрососедских отношений, что невозможно без подписания мирного договора с Азербайджаном.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции