ТБИЛИСИ, 23 июл — Sputnik. Интерес к транспортно-логистическим проектам, маршруты которых проходят через Прикаспийский регион, усиливается при наличии инфраструктуры на территории тех стран, через которые они пролегают.
В развитии таких коридоров, как "Восток-Запад" и "Север-Юг", важное значение приобретает железнодорожная, наземная и морская инфраструктура. Поэтому страны региона прилагают максимум усилий для предоставления перевозчикам лучших услуг в целях увеличения грузопотока через свои территории, передает Sputnik Азербайджан.
Так, помимо портов на Каспии, особую значимость приобретают и порты Грузии на Черном море, которые фактически являются для евразийских стран окном в мировую торговлю. Именно благодаря своим черноморским портам и созданной там инфраструктуре Грузия сегодня является ключевым транзитным государством для осуществления торговли между Востоком и Западом. Поэтому грузинские порты стали интересны для стран-экспортеров той или иной продукции и сырья с точки зрения создания там собственных терминалов и складов.
Наряду с Азербайджаном и Казахстаном, которые владеют терминалами в портах Грузии, Узбекистан также выразил желание взять в аренду или построить собственные терминалы и склады в грузинских портах.
Что предлагают порты Грузии экспортерам
В Грузии на сегодняшний день действуют два крупных порта – Батуми и Поти. При этом первый специализируется на наливных грузах, а второй – на генеральных (штучных) и насыпных. Соответственно, через порт Батуми поставляются жидкие углеводороды (нефть, нефтепродукты, сжиженный и сжатый природный газ), а через Поти - остальные грузы, в том числе удобрения. Через Поти также переваливаются контейнерные и автомобильные грузы, ввиду чего он считается важным звеном Транскаспийского международного маршрута (Средний коридор), являясь фактически его последней точкой на Черном море.
Преимущество порта Батуми перед Поти заключается в его глубине – 14 метров и 8,5 метра соответственно. Оператором порта Поти является нидерландская APM Terminals, тогда как порт Батуми с 2008 года управляется дочерним предприятием казахстанской АО НК "КазМунайГаз" - АО "КазТрансОйл".
Инфографика: Маршрут Транскаспийского коридора
© Sputnik / Elnur Salayev
Мощность порта Поти сегодня составляет до 550 тыс. TEU в год, и это без учета новых строящихся терминалов. Батумский порт располагает мощностью перевалки грузов в 200 тыс. TEU.
Кроме того, Поти считается наиболее доступным и близким к морским портам на Каспии и в Центральной Азии. По расчетам судоходной компании CMA CGM, транзит через Поти в Азербайджан занимает 5-6 дней, Казахстан – 35 дней, Туркменистан – 25, Кыргызстан и Таджикистан – 45, Узбекистан – около 50 дней.
Кроме того, в Грузии есть Кулевский нефтеналивной терминал, где происходит перегрузка на танкеры нефти и нефтепродуктов, поступающих из Туркменистана, Казахстана и Азербайджана, для отправки их в европейском направлении. Терминал Кулеви располагает 27 резервуарами для хранения нефти и нефтепродуктов общей емкостью более 400 тыс. кубометров. В 2008 году "дочка" Госнефтекомпании Азербайджана - SOCAR Georgia приобрела терминал в Кулеви. С начала работы в 2008 году через него было перевалено более 30 млн тонн нефти и нефтепродуктов.
Стоит отметить, что все указанные порты из-за небольших глубин в своей акватории могут принимать только малотоннажные суда и использоваться в фидерной системе перевозок (при помощи малых судов). В Грузии для развития возможностей морских перевозок планируется построить новый порт Анаклия глубиной более 20 метров. Решение о его строительстве было принято властями страны еще в 2016 году, реализация проекта началась в 2017-м, а затем была приостановлена и откладывалась из года в год. В итоге в апреле стало известно, что строительство глубоководного порта Анаклия мощностью перевалки до 10 тыс. TEU начнется осенью 2023 года.
Преимущество грузинских портов
Некоторые страны уже на протяжении многих лет владеют собственными терминалами, нефтеналивными или сухогрузными, а также складами в грузинских портах. Так, Казахстан, будучи оператором порта Батуми, планирует построить новый терминал мощностью 80 тыс. TEU в Поти в целях развития Транскаспийского международного транспортного маршрута. Строительство осуществит казахстано-грузинское СП, стоимость проекта оценивается в $10 млн.
Кроме того, являясь оператором порта Батуми, "КазТрансОйл" владеет Батумским нефтяным терминалом и ведет работы по увеличению его мощностей перевалки сырья совместно с компанией AD Ports Group (ОАЭ).
В то же время терминал в Кулеви планируется превратить в крупнейший экспортный центр для жидких углеводородов: Азербайджан и Грузия намерены построить там завод по сжижению газа и терминал для поставок СПГ на мировой рынок.
Наличие у стран собственных терминалов в портах Грузии сложно переоценить с экономической точки зрения. Самый очевидный плюс – часть доходов от таких терминалов получает компания-владелец.
В то же время страна-отправитель груза может использовать собственный терминал в Грузии на льготных условиях, сократив свои транспортные и логистические расходы.
Доставив грузы в грузинские порты, страна-поставщик, при условии наличия собственного терминала, получает возможности для складирования и дальнейшей продажи своих товаров в других портах Черного моря.
Кроме того, наличие терминала в грузинском порту обеспечивает поставщику обратную загруженность контейнеров для стран-экспортеров товаров.
Собственные терминалы на Черном море также гарантируют странам или иностранным компаниям активное участие в основных международных транспортных коридорах между государствами Европы и Китаем.
Эксперты ожидают, что интерес иностранных инвесторов к морским портам Евразийского региона в целом и к черноморским портам Грузии в частности будет повышаться одновременно с ростом перевалки на этих инфраструктурных объектах.