ТБИЛИСИ, 1 мар — Sputnik. Перед выборами в парламент Грузии вновь остро встал вопрос вероятного коалиционного правительства, однако правящая партия Грузии "Грузинская мечта – демократическая Грузия" не допускает мысли о подобном.
Коалиционное правительство будет в Грузии возможно после парламентских выборов 26 октября, если ни одна из партий не наберет достаточно голосов для формирования большинства и единоличного принятия решений. Проходной барьер же на этих выборах для партий составит 5% от проголосовавших избирателей.
"За последний год мы имеем непоколебимую поддержку общественности между 55 и 60%. В такой ситуации коалиция вообще практически исключена. До выборов осталось 7-8 месяцев, но существенных изменений, естественно, мы не ожидаем. Оппозиция, особенно ее радикальная часть, обречена на провал", – заявил премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе.
При этом он отметил, что когда оппозиционные партии говорят о коалиции, то они на самом деле имеют в виду возвращение "Национального движения" к власти.
"Понятно, что под всем этим имеется в виду, что коалиция должна быть создана без "Национального движения", сюда будут вовлечены Саломе Зурабишвили, "Лело" и так далее", – сказал Кобахидзе.
Он отметил, что рейтинг "Национального движения" уже очень давно находится ниже 20%, а ни одна другая партия не способна преодолеть 5% барьер в нынешних обстоятельствах.
То, что доминантной силой в оппозиционной коалиции будет "Единое национальное движение", считает и один из лидеров правящей партии Мамука Мдинарадзе.
"Мы должны знать, что если говорить о коалиции теоретически, то доминирующим является "Национальное движение", то есть везде, где упоминается слово "коалиция", имеется в виду стремление вернуть "Национальное движение". Однако коалиции все равно не получится, сколько бы процентов они ни складывали", – сказал Мдинарадзе.
Между тем за коалицию выступает президент Грузии Саломе Зурабишвили.
"Для Грузии, которая прошла длинный путь демократии, пришло время попрощаться с однопартийной системой, которая является пережитком прошлого, и перейти на коалиционное правительство", – сказала Зурабишвили.
Последнее коалиционное управление в Грузии было в период с 2012 по 2016 год, когда ныне правящая партия "Грузинская мечта – демократическая Грузия" пришла к власти в составе коалиции из семи партий. Коалиция стала разваливаться в 2014 году, и уже на парламентских выборах 2016 года "Грузинская мечта – демократическая Грузия" смогла победить самостоятельно.
В оппозиции далеко не все разделяют энтузиазма Зурабишвили о коалиции.
"По моему мнению, в коалицию войдут все из тех, кто преодолеет барьер, и тех, кто осознает, что "Грузинскую мечту" надо отстранить от власти и выполнить цель продвижения в ЕС", – считает грузинский политик, экс-мэр Тбилиси Гиги Угулава.
По его словам, выборы в этом году не будут основываться на симпатии к политическим лидерам и не будут "секси" выборами.
"Эти выборы важны, так как они не будут основаны на том, что нравятся лидеры, и это не будут "секси" выборы. Пока так не выглядит, ни одна из партий так не выглядит", – сказал Угулава.
Он пояснил, что под "секси" выборами подразумевает ситуацию периода "революции роз", когда растущая коалиция во главе с "Нацдвижением" смогла объединить три части политического спектра, которые представляли слои общества, а не политическую элиту.
Между тем "Единое национальное движение" – одна из двух групп, которая как раз говорит о коалиции, второй подобной партией является "Лело для Грузии".
На сегодняшний день "Нацдвижение" смогло договориться о сотрудничестве лишь с партией своего бывшего представителя Георгия Вашадзе – "Стратегия Агмашенебели". А вот партии "За Грузию", "Дроа" "Гирчи – больше свободы" и даже "Лело" заявляют, что не видят себя в этой коалиции.
В Грузии все еще не сформирована полная политическая картина перед выборами. Основатель оппозиционного канала Ника Гварамия недавно заявил о намерении занять партийную должность в пока неизвестной партии, а соратники бывшего главы "Нацдвижения" Ники Мелия анонсировали создание новой политической силы.
До выборов в Грузии остается еще почти 7 месяцев, а окончательные списки участников выборов станут известны лишь через пять месяцев.