Почему оппозиция против принятия закона об "иноагентах" в Грузии?
Представители оппозиции заявили, что продолжат борьбу за грузинскую демократию и евроатлантическую интеграцию Грузии
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенТБИЛИСИ, 3 апр — Sputnik. Представители оппозиционных партий резко отреагировали на решение правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия" вновь инициировать закон "О прозрачности иностранного влияния", в один голос заявляя, что это противоречит европейским устремлениям страны.
Парламентское большинство Грузии 3 апреля приняло решение вновь инициировать закон "О прозрачности иностранного влияния", от принятия которого было решено отказаться на фоне массовых протестов в марте 2023 года. Заявление озвучил исполнительный секретарь правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия" Мамука Мдинарадзе.
"В то время, когда наши международные партнеры прямо говорят, что принятие российского закона – это то, что навредит европейской интеграции, долг каждого из нас, как это было раньше, бороться до конца, чтобы парламент не принял этот российский закон, – заявила депутат от крупнейшей оппозиционной партии Грузии "Единое национальное движение" Анна Цитлидзе.
Сегодня "Грузинская мечта" сделала прямое, четкое заявление о том, что она не хочет стать членом Евросоюза, заявил в свою очередь депутат от оппозиционной партии "Стратегия Агмашенебели" Георгий Вашадзе.
"Другого объяснения этому нет. Все, конец, точка!" – сказал Вашадзе.
"Грузинская мечта" объявила последнюю борьбу против заявленных интересов Грузии – стать членами ЕС и быть гражданами демократического государства", – заявила оппозиционный депутат Теона Акубардия.
"Мы продолжим нашу отважную борьбу за грузинскую демократию и европейскую и евроатлантическую интеграцию Грузии", – сказала Акубардия.
В том, что "Грузинской мечте" не удастся принять закон "об иноагентах" уверена депутат от оппозиционной партии "Лело для Грузии" Ана Нацвлишвили.
"Этого у них не получится. Они заново внесли российский закон, чтобы окончательно привязать страну к России. Эта борьба будет продолжаться – нет российскому закону. Грузия будет двигаться вперед, к Европе", – заявила Нацвлишвили.
Оппозиционный депутат от парламентской политической группы "Еврооптимисты" Роман Гоциридзе пошел еще дальше и прямо призвал к акциям протеста. "Пора выходить на улицу", – написал Гоциридзе на своей странице в социальной сети.
Между тем, в правящей партии заявляют, что на этот раз отзывать законопроект, даже в случае масштабного протеста, они не станут и это дело принципа.
"Ни в коем случае! Это очень принципиальный вопрос!" – заявил Мдинарадзе на брифинге.
По его словам, закон предусматривает лишь обязанность декларировать и ничего недемократического, нелегитимного, незаконного или того, что может нанести ущерб качеству демократии и имиджу страны, в этом законе нет, подчеркнул Мдинарадзе.
При этом Мдинарадзе отметил, что "немыслимо, чтобы какой-либо посол назвал закон российским", который обсуждается самим Евросоюзом.
"Почему страна может закрыть себе путь в Европу, если примет аналогичный закон, который принят в США, Израиле, Австралии и который рассматривается Европейским союзом?!" – сказал Мдинарадзе.
История провала инициативы
Первая попытка принять закон "О прозрачности иностранного влияния" была сделана весной 2023 года. Ажиотаж начался сразу же после того, как в середине февраля прошлого года депутаты от входящей в парламентское большинство "Силы народа" инициировали законопроект.
Власти идею поддержали, пояснив, что единственной целью проекта является обеспечение прозрачности финансирования СМИ и неправительственных организаций.
Лидеры правящей "Грузинской мечты" и "Силы народа" подчеркивали, что этот законопроект намного либеральнее американского "Закона о регистрации иностранных агентов" (FARA), так как в первую очередь не предполагает никакого уголовного наказания за его нарушение.
В качестве доказательства депутаты от "Силы народа" практически полностью перевели FARA на грузинский и предложили критикующим первый законопроект оппозиционным депутатам поддержать хотя бы этот вариант закона. Но и этот проект был забракован.
Оппозиция и представители неправительственных организаций, которым, согласно законопроекту, и следовало раскрыть данные о поступающих им финансах, сразу назвали проект российским законом.
Позже о том, что это "российский закон", заявила Келли Дегнан, на то время посол США в Грузии. С критикой на власти Грузии обрушились Госдеп США, внешнеполитическая служба Евросоюза, комиссар Совета Европы по правам человека и представительство ООН в Грузии.
На этом фоне протестные настроения в Грузии выросли. У парламента в центре Тбилиси начались массовые акции протеста, которые переросли в беспорядки. Часть протестующих вела себя агрессивно: кидали в полицейских камни, "коктейли Молотова" и другие предметы, в результате чего пострадали 58 силовиков. Полиция в свою очередь применяла против митингующих водометы, слезоточивый газ и перцовый спрей.
В ходе акций протесте 7-9 марта десятки митингующих были задержаны, но практически все обошлись штрафами. За решеткой находится только Лазаре Григориадис и ждет приговора. Он обвиняется в метании "коктейля Молотова" в полицейских, в результате чего двое из них получили ожоги.
В результате власти решили отказаться от идеи принятия закона "О прозрачности иностранного влияния", отметив при этом, что инициатива по большей части выполнила свою функцию - произошла люстрация всех, кому есть что скрывать. С тех пор власти говорили, что не собираются больше возвращаться к вопросу о принятии этого закона.