ТБИЛИСИ, 11 апр — Sputnik. Прозрачность является главным краеугольным камнем европейской интеграции Грузии, поэтому неправильно говорить о том, что грузинский законопроект "О прозрачности иностранного влияния" является препятствием на пути в ЕС, заявил министр иностранных дел Грузии Илья Дарчиашвили.
По словам посла ЕС в Грузии Павла Герчинского, инициированный грузинскими властями законопроект противоречит ценностям и принципам ЕС, и в случае его принятия Еврокомиссии будет сложно дать положительную оценку. В конце года Грузия ждет решения об открытии переговоров по вступлению в ЕС.
"Все обязаны быть подотчетны перед грузинским народом. Этот закон не должен помешать и не сможет помешать евроинтеграции. Этот процесс тесно связан с рекомендациями, которые дала нам Еврокомиссия и Европейский совет это подтвердил", – сказал Дарчиашвили.
Он подчеркнул, что интеграция Грузии в Евросоюз зависит от той повестки дня, которая была согласована с европейскими партнерами.
"А закон о прозрачности служит большей прозрачности и европейским стандартам... Каким-либо образом связывать этот закон с европейской интеграцией – неправильный подход, и я думаю, что это не должно быть предметом обсуждения", – заявил Дарчиашвили.
Прозрачность, по его словам, является главным краеугольным камнем европейской интеграции Грузии.
Грузия в декабре 2023 года получила статус страны-кандидата в ЕС и девять новых условий для перехода на этап переговоров по вступлению в Евросоюз. Среди них преодоление поляризации, деолигархизация, обеспечение свободных и конкурентных выборов, соответствие политике ЕС, судебная реформа и другие.
Что касается т. н. закона об "иноагентах", посол ЕС в Грузии Павел Герчинский выразил надежду, что "найдется способ обеспечения прозрачности". По его словам, обеспечение прозрачности без маргинализации, сдвижения в сторону и стигматизации организаций гражданского общества, которые играют важную роль в любой демократии, в том числе и в Грузии, которая стоит на пути в Европу.
Посол отметил, что Грузии нужно как можно быстрее выполнить девять рекомендаций Евросоюза, так как Еврокомиссия уже начала работу над отчетом о расширении. Отчет с рекомендациями для Европейского совета будет обнародован в октябре, а решение о том, откроются ли для Грузии переговоры, будет принято в декабре.
Спорный законопроект
Власти Грузии настаивают на том, что законопроект об "иноагентах" направлен лишь на обеспечение прозрачности финансируемых из-за рубежа неправительственных организаций и СМИ, а оппозиционеры и представители НПО пытаются доказать, что он направлен против гражданского сектора и тем самым лишает страну перспективы интеграции в Евросоюз.
Законопроект "О прозрачности иностранного влияния" предполагает лишь регистрацию организаций, проводящих интересы иностранной силы, и прозрачность их финансирования. Нет никаких ограничений их деятельности.
Организацией, проводящей интересы иностранной силы, могут считаться только те юридические лица, источником 20% годового дохода которых является "иностранная сила".
Если организация удовлетворяет соответствующим критериям, она сама должна обратиться в Национальное агентство публичного реестра для ее регистрации. Процедура будет бесплатной.
Субъекты, зарегистрированные в реестре организаций, проводящих интересы иностранной силы, согласно законопроекту, обязаны каждый год в январе в электронном виде заполнять финансовую декларацию за предыдущий год.
Организация, проводящая интересы иностранной силы, – это:
– некоммерческое юридическое лицо, не основанное административным органом и не являющееся спортивной федерацией или организацией, занимающейся вопросами крови;
– вещатель;
– юридическое лицо, владеющее печатными СМИ;
– юридическое лицо, владеющее или использующее грузинский домен и/или хостинг для распространения массовой информации в Интернете на грузинском языке, если источником 20% их годового дохода является "иностранная сила".
Иностранная сила – это:
– субъект, составляющий систему власти иностранного государства;
– физическое лицо, не являющееся гражданином Грузии;
– юридическое лицо, основанное не на основании грузинского законодательства;
– организационное образование (фонд, ассоциация, союз, корпорация и т. д.) или другое объединение людей, созданное на основе права другого государства или/и международного права.