ТБИЛИСИ, 18 окт — Sputnik. Закон "О прозрачности иностранного влияния" не является проблемой для более чем 75% финансируемых из-за рубежа неправительственных и медиаорганизаций, в то время как регистрация в реестре организаций, проводящих интересы иностранной силы в Грузии, неприемлемо лишь для 136 организаций, написал председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили на своей странице в соцсети Х.
Иск в Страсбургский суд от имени 16 медиаорганизаций, 120 организаций гражданского общества и четырех физических лиц подает авторитетная грузинская неправительственная организация "Ассоциация молодых юристов Грузии" (АМЮГ).
"Из действующих организаций, по-видимому, около 600 организаций получают иностранное финансирование, и только для 136 из них прозрачность оказалась неприемлемой. Таким образом, закон о прозрачности не является проблемой для более чем 75% НПО, финансируемых из-за рубежа", – написал Папуашвили.
По словам главы грузинского законодательного органа, реальное гражданское общество сказало свое слово. Из более чем 30 тысяч некоммерческих организаций, зарегистрированных в Грузии, около 25 тысяч организаций, по информации Папуашвили, в течение многих лет бездействуют.
"Как и ожидалось, и теперь мы это знаем, значительная часть грузинского гражданского общества продемонстрировала ответственный и обоснованный подход к вопросу прозрачности", – отметил Папуашвили.
На данный момент 156 организаций, финансируемых из-за рубежа, завершили процедуру регистрации в реестре прозрачности Минюста. Это число, по словам Папуашвили, уже превысило число 136 НПО, протестующих против закона "О прозрачности иностранного влияния".
Более того, еще 300 заявок на регистрацию организаций в настоящее время находятся в процессе рассмотрения, отметил глава парламента.
"Все это произошло, несмотря на угрозы со стороны нескольких политических НПО и их доноров о том, что гражданское общество Грузии будет выступать против большей прозрачности и подотчетности", – подчеркнул Папуашвили.
Стало ясно и то, что в марте 2023 года и мае 2024 года группы, вышедшие на улицу с насильственным протестом против принятия закона, представляли не гражданское общество, а были мобилизованы радикальными политическими партиями, их политизированными НПО и партийными телеканалами, подчеркнул Папуашвили.
Свой комментарий касательно иска в ЕСПЧ Папуашвили завершил словами: "И что за чудо, несмотря на обещанный конец света, солнце все еще освещает красивые деревни и города Грузии".
Как отметила АМЮГ, цель т. н. закона об "иноагентах" – это ограничение неправительственных организаций и СМИ, "отключение всех граждан друг от друга" и подавление критического голоса.
По мнению истцов, резонансный закон нарушает шесть статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Речь идет о статьях 8 "Право на уважение частной и семейной жизни", 10 "Свобода выражения мнения", 11 "Свобода собраний и объединений", 13 "Право на эффективное средство правовой защиты", 14 "Запрещение дискриминации" и 18 "Пределы использования ограничений в отношении прав".
Противники закона "О прозрачности иностранного влияния" называют его "российским", а власти Грузии говорят, что вся кампания против закона – это одна большая ложь, которая направлена на сокрытие реальных целей финансируемых из-за рубежа НПО.
Добровольно заявку на регистрацию в установленные законом сроки подали 476 финансируемых из-за рубежа неправительственных организаций и СМИ.
Регистрироваться в специальном реестре и ежегодно заполнять финансовую декларацию должны НПО и СМИ, источником более 20% годового дохода которых является "иностранная сила".
Резонансный закон
Резонансный закон "О прозрачности иностранного влияния", несмотря на массовые акции протеста и критику Запада, был принят и вступил в силу 3 июня 2024 года.
Власти Грузии обосновали его принятие желанием сделать финансирование неправительственных организаций и СМИ прозрачным. Противники же заявили, что он противоречит европейским ценностям и является препятствием на пути евроатлантической интеграции Грузии.
Власти Грузии заявили, что как раз-таки прозрачность является "европейскостью" и что ни один противник закона "О прозрачности иностранного влияния" так и не представил ни одного правового аргумента против него. Более того, такие же законы есть у США, Израиля, Франции, Австралии, а в Евросоюзе он находится на стадии рассмотрения.
В правящей партии Грузии уже давно говорят, что финансы, выделяемые американским "Национальным фондом демократии" (NED) и "Европейским фондом за демократию" (EED), попадают на счета фиктивных НПО в Грузии, которыми управляют политические партии.
Сразу после принятия т. н. закона об "иноагентах" ЕС и США начали дистанцироваться от Грузии – заморожена часть помощи правительству и приостановлена интеграция страны в ЕС. США ввели санкции и визовые ограничения в отношении некоторых граждан Грузии. И это, как было отмечено, только начало.
Кроме того, в середине октября стало известно, что по той же причине Великобритания приостановила стратегический "Диалог Уордропа" с Грузией, новую программу кибербезопасности и отменила переговоры высокого уровня в сфере обороны.
Власти Грузии изначально назвали решения Запада несправедливыми и напомнили о лепте страны в международные миссии. Кроме того, в середине июля правящая партия "Грузинская мечта" обнародовала результаты исследования доступности базовой информации о 474 НПО и СМИ, которые выступили против закона о прозрачности.
Как оказалось, 51% организаций вообще не имеют официального сайта. 97% организаций не опубликовали годовой отчет, 89% – данные о грантах по указанным проектам, 80% – сроки проекта/гранта, 70% – данные о команде, 68% – названия проектов (осуществленных и текущих), 62% – название/логотип донора.