ТБИЛИСИ, 13 июл - Sputnik. Власти Грузии ужесточают контроль за качеством топлива – соответствующие поправки в законодательство парламент страны начнет рассматривать в ускоренном режиме уже в понедельник, в рамках внеочередной сессии.
По инициативе парламентского комитета по охране окружающей среды, санкции ужесточаются на импорт, производство и реализацию некачественного бензина или дизельного топлива в Грузии.
Пакет изменений предусматривает не только увеличение штрафов за нарушение норм качества автомобильного топлива, но и уголовную ответственность.
В Уголовный кодекс Грузии добавляется новая статья: "Импорт, производство и/или подача на территории Грузии такого автомобильного бензина и/или дизеля, качество которого не удовлетворяет качественные нормы бензина и/или состав дизельного топлива, определенные постановлением правительства Грузии".
Зачем нужны санкции?
Повсеместно признано, что основными загрязнителями атмосферного воздуха являются машины, и показатель качества топлива - один из важнейших параметров при оценке экологической ситуации, сказал председатель Союза импортеров нефтепродуктов Грузии Вано Мтвралашвили Sputnik Грузия.
По его словам, министерство охраны окружающей среды и сельского хозяйства Грузии в этом году взяло пробы топлива на автозаправочных станциях - каждая третья не соответствовала стандартам качества.
"Это указывает на то, что ряд операторов автозаправочных станций систематически реализуют некачественный продукт", - сказал Мтвралашвили.
В Грузии сегодня оперируют пять крупных компаний, которым принадлежат около 600 бензоколонок по всей стране. Также есть десятки мелких и средних компаний, т. н. небрендированные, у которых в сумме также около 600 бензозаправочных станций.
"Особую тревогу вызывает, что содержание серы в образцах дизельного топлива значительно превышает нормы качества, предусмотренные постановлением правительства Грузии. Что касается бензина, в нем октановое число было ниже показателя, определенного законодательством", - сказал Мтвралашвили.
При этом он отметил, что некачественное топливо может быть, как импортным, так и местного производства.
Эколог: качество воздуха в Тбилиси улучшилось, но это ненадолго >>
Все это является причиной загрязнения атмосферного воздуха и, исходя из этого, ухудшения нашего здоровья, здоровья наших детей. Необходимо, чтобы качество импортируемых или произведенных на месте нефтепродуктов постоянно контролировалось соответствующими органами, что однозначно поможет улучшить экологическую ситуацию в Грузии", - заявил глава СИНГ.
Ответ государства будет адекватным
Ответ государства на каждое нарушение должен быть адекватным и принципиальным, заявила председатель парламентского комитета охраны окружающей среды Нино Цилосани.
"Статистика последних лет вызывает тревогу, поскольку в результате проверки неоднократно было зафиксировано высокое содержание серы в топливе и октановое число не соответствовало установленным нормам. В некоторых случаях уровень серы в топливе был в 10 раз выше допустимого предела. Все это происходит параллельно с тем, что государство, исходя из наилучших целей для здоровья человека, максимально приближается качеством топлива к европейскому стандарту. Поэтому ответ государства на каждое нарушение должен быть адекватным и принципиальным", - сказала Цилосани журналистам.
Парламентский комитет представил статистику, которая и побудила депутатов подготовить законодательные поправки: в июне 2019 года было обнаружено 33 нарушения в результате проверки 120 проб, взятых на 88 объектах. В результате проверки 150 образцов, взятых на 100 объектах в декабре 2019 года, было выявлено 31 нарушение. В апреле 2020 года пробы с 23 объектов выявили 14 нарушений для дизельного топлива и 18 нарушений для бензинового топлива.
Штрафы растут
Поправки в Кодекс административных правонарушений предусматривают штраф в размере 30 тысяч лари (около 9,7 тысячи долларов) на импорт автомобильного бензина или дизельного топлива на территории Грузии, качество которых не соответствует нормам, определенным постановлением правительства.
Вместе с тем, нарушитель выплачивает штраф в 15-кратном размере от фактического количества (в литрах) себестоимости некачественного топлива.
За продажу некачественного автомобильного бензина или дизельного топлива на территории Грузии нарушители будут оштрафованы на 20 тысяч лари (около 6,5 тысячи долларов). Вместе с тем, нарушитель выплачивает штраф в 10-кратном размере от фактического количества (литры) это топлива, размещенного/предназначенного для автозаправочной станции/хранилища нефтепродуктов и его цены на месте доставки, зафиксированной в ходе проверки.
В соответствии с изменениями в Уголовный кодекс Грузии добавляется новая статья - "Импорт, производство и/или подача на территории Грузии такого автомобильного бензина и/или дизеля, качество которого не удовлетворяет качественные нормы бензина и/или состав дизельного топлива, определенные постановлением правительства Грузии".
Согласно статье, при повторном таком действии, после административного взыскания, наказывается штрафом и исправительными работами сроком до двух лет или лишением свободы на срок до трех лет.
За действия, предусмотренные этой статьей, юридическое лицо наказывается штрафом, лишением права на деятельность или ликвидацией и штрафом.
Когда переходит Грузия на стандарт "Евро-5"?
Согласно постановлению правительства Грузии, задействование стандартов дизельного топлива "Евро-5" запланировано с 1 января 2021 года.
Задействование новых стандартов изначально планировалось с 1 января 2020 года, однако представители бизнес-объединений требовали переноса вступления в силу новшества.
По словам специалистов, после задействования стандартов "Евро-5", поставки топлива из Азербайджана в Грузию прекратятся и завозить его будет возможно только из России.
Вместе с этим в Азербайджане уже ведется модернизация нефтеперерабатывающего завода, после чего станет возможно производство дизельного топлива.
Импорт нефтепродуктов
Россия традиционно остается самым крупным поставщиком нефтепродуктов - в январе-мае из РФ завезли 136,6 тысячи тонн нефтепродуктов, что составляет 34,2% от всего импорта.
Всего с начала 2020 года в Грузию завезли 398,9 тысячи тонн нефтепродуктов, что на 1,3% меньше по сравнению с тем же периодом 2019 года.
В Грузию горючее завозят также из Румынии, Азербайджана, Туркменистана, Болгарии, Греции, Казахстана и Турции – нефтепродукты доставляют в страну по железной дороге и морем.
В мае 2020 года в Грузию завезли 86 тысяч тонн нефтепродуктов, что на 25,5% больше по сравнению с апрелем этого года и на 0,9% больше, по сравнению с тем же месяцем 2019 года, говорится в сообщение в Союзе импортеров нефтепродуктов Грузии (СИНГ).
Импорт нефтепродуктов: в Грузии цены на топливо упали, но спрос пока не вырос >>
Импорт бензина в мае 2020 года составил 41,1 тысячи тонн, а дизельного топлива – 44,8 тысячи тонн. Импорт бензина вырос на 3,5%, по сравнению с маем 2019 года, а дизельного топлива сократился на 1,5%, сообщили в СИНГ.
Цена на топливо
Цена на топливо с марта по июнь упала в среднем на 70-80 тетри за литр.
"С началом пандемии совпадает и падение цен на нефть на глобальных рынках, в том числе значительно сокращаются международные цены на нефтепродукты по Platts. Именно в этот период, где-то 3-3,5 месяца в Грузии цены на топливо в среднем на все виды продукта сократились на 70-80 тетри", - сказал Мтвралашвили.
При этом он отметил, что если бы в этот период лари не обесценился по отношению к доллару, то цены на топливо снизились бы намного больше.
На сегодняшний день в сетях брендированных бензозаправочных станций средняя цена составляет: премиум — 1,88-1,99 лари за литр, регуляр — 1,77-1,86 лари за литр, евро дизель — 1,89-2,04 лари за литр. Текущий курс: 1 доллар — 3,06 лари.