Йом Кипур — "День искупления" или "Судный день", иудеи всего мира отмечают в десятый день месяца тишрей, первого месяца еврейского календаря. В 2019 году праздник выпадает на 9 октября, но, как и все иудейские праздники, он начинается накануне с заходом солнца.
Это самый важный праздник в иудаизме, день поста, покаяния и отпущения грехов, который завершает десять дней покаяния. Эти дни отсчитываются от еврейского Нового года — Рош а-Шана, который в этом году наступил 30 сентября с заходом солнца.
В Йом Кипур евреи, забывая о земных делах, полностью посвящают себя искуплению и очищению от совершенных грехов. Чтобы прийти к Судному дню внутренне подготовленным, человек анализирует прошедший год, вспоминает свои прегрешения перед людьми и Богом.
Тора называет Йом Кипур субботой суббот.
История
Праздник напоминает о событиях, которые произошли 33 века назад, во время пребывания еврейского народа в Синайской пустыне. Тогда евреи тяжко согрешили, создав золотого идола и поклоняясь ему. Бог разгневался, хотел истребить еврейский народ и создать новый от Моисея.
Тогда Моисей снова поднялся на гору Синай и молитвой упросил Бога отменить приговор своему народу. В день Йом Кипур он вернулся, принес новые каменные Скрижали Завета (две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей) и радостную весть: "Простил Я по слову твоему!".
С тех пор Йом Кипур стал днем прощения: "И да будет сие для вас вечным постановлением…"
В древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм, в Судный день первосвященник совершал процедуру самоочищения, входил в храм, готовил жертву для заклания и приносил ее во искупление грехов всего народа Израилева.
Некоторым подобием этого обычая является сохранившийся по сей день ритуал "капарот" (обряд искупления), приношение в жертву петуха (для мужчин) или курицы (для женщин). Его совершают накануне Судного дня многие верующие.
Сегодня суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли молитвы.
Традиции и обычаи
Йом Кипур считается наиболее святым и торжественным днем в году, его основная тема — искупление и примирение, поэтому евреям нужно соблюдать определенные традиции.
В Судный день запрещена любая работа — в Израиле в этот день прекращается воздушное и морское сообщение с внешним миром. Внутри страны не работают учреждения и предприятия, магазины и рестораны, останавливается транспорт, включая частный, местные радио- и телеканалы прерывают трансляции.
Согласно религиозным предписаниям, в этот день запрещено также тратить деньги, носить кожаную обувь, пользоваться косметикой, умываться и вступать в супружеские отношения.
Пост — полный отказ от еды и питья, обычно начинается за полчаса до захода солнца в канун праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки, примерно 25 часов.
Постятся все, кроме беременных женщин, больных и детей до 12-13 лет (девочки начинают поститься с 12 лет). Все одеваются в белое — символ чистоты.
Пост в Йом Кипур соблюдают также многие светские евреи, обычно не соблюдающие другие религиозные законы.
В канун праздника принято окунаться в микву (ритуальный бассейн) и давать пожертвования на благотворительные цели.
Среди традиций Йом Кипура — желать друг другу "хорошей записи" (в Книге Жизни) — "гмар хатима това", а также "цом каль" — пожелание "легкого поста", и обычай просить прощения у всех.
Перед Йом Кипуром принято просить прощения у друзей и знакомых, если случилось обидеть их словом или делом. Обычай предписывает просить прощения сначала у людей, а затем у Бога, ибо человек не может быть прощен Богом, пока он не прощен людьми.
Накануне Йом Кипура, примерно за час до захода солнца, устраивают последнюю перед постом обильную трапезу, она называется "сеуда мафсекет", что в переводе значит "завершающая трапеза". Традиционным элементом трапезы является бульон с "креплах" (пельмени), символизирующими приношения в Иерусалимском Храме.
За 18 минут до захода солнца хозяйки зажигают в домах свечи.
В первый вечер и почти весь последующий день евреи собираются в синагогах, где произносятся молитвы, специально созданные для этого дня.
В синагоге проводится пять служб. Вечером — маарив (вечерняя), которая продолжается около двух часов. На следующей день проходит четыре службы, которые переходят одна в другую почти без перерыва. Утром — шахрит (утренняя), затем, до полудня — мусаф (дополнительная), во второй половине дня — минха (послеполуденная) и перед заходом солнца — неила (предвечерняя, произносимая только в Йом Кипур). Буквальный перевод слова "неила" — "закрытие", то есть завершение всего процесса очищения и исправления.
После нее трубят в шофар (духовой музыкальный инструмент из бараньего рога) и молящиеся восклицают: "В будущем году в Иерусалиме!".
После этого желают друг другу счастливого года и возвращаются домой. Дома совершают краткую молитву — "гавдала", разделяющую святое и будничное, и устраивают праздничную трапезу, радуясь и веселясь прощению.
Блюда подготавливают за день до Йом Кипура, чтобы они были готовы к концу поста и началу праздника. На стол подают различные салаты из овощей, жаркое из мяса или домашней птицы, сладкие цимесы (десертное блюдо еврейской кухни), компот, медовый пирог и свежие фрукты.
Многие стараются сразу же начать исполнять заповедь строительства Сукки, если это не мешает соседям.
В дни между Йом Кипуром и праздником Суккот, который в 2019 году выпадает на 13 октября, запрещено поститься.
Праздник шалашей
В Израиле Суккот — праздник шалашей или кущей, начинается на 15-й день нового года по еврейскому календарю и длится семь дней. В 2019 году праздник начнется 13 октября после захода солнца.
Сукка — это шалаш, в котором жили евреи в пустыне. По традиции в период празднования Суккот следует покидать свой дом и жить на улице в шатре, куще, как воспоминание о сорокалетнем странствовании еврейского народа по пустыне после исхода их из Египта.
Это один из трех самых основных праздников в году, на который евреи по закону Торы должны собраться в Иерусалиме и широко отмечать этот день. Израильтяне в эти дни совершали паломничество в Иерусалим и праздновали сбор урожая.
Одной из важных традиций является чтение Моисеевых Законов. В первый и последний дни Суккот запрещается работать, существует заповедь угощать бедных студентов, изучающих Тору.
В Суккот выполняется особый ритуал — "вознесение лулава". Во время ритуала принято поднимать и говорить благословения четырем видам растений — этрогу, листу финиковой пальмы, мирту и иве — каждое из которых соответствует определенному типу еврейского народа, а вместе они символизируют единство нации.
Материал подготовлен на основе открытых источников.