ТБИЛИСИ, 24 окт — Sputnik. Всем известно, что на протяжении более чем 20 лет, Азербайджан бесперебойно снабжает Грузию нефтепродуктами, в том числе газом и бензином.
Между тем, из Грузии в Азербайджан поставляют медикаменты, картофель и прочую продукцию, необходимую для домашнего обихода.
Однако, для многих станет открытием, что грузинский завод на протяжении 10 лет снабжал булочками для сэндвичей ресторанную сеть быстрого питания McDonald's в Азербайджане.
Съемочная группа Sputnik Грузия посетила завод по производству булочек для магазинов и кафе, узнав подробности соседского сотрудничества и многое другое.
Обо всем по порядку.
Все началось в далеких 90-х
В 1998 году Александр Ратишвили вместе со своими единомышленниками основали компанию MCB Georgia. В этом же году началось строительство завода. Назначением этого завода было обслуживание сетей McDonald's в Закавказском регионе.
Уже в 1999 году завод выпустил первую партию булочек. Следует отметить, что завод был создан для снабжения филиалов McDonald's во всем Закавказском регионе, однако из-за отсутствия McDonald's в Армении, булочки для сэндвичей и гамбургеров поставлялись только грузинским и азербайджанским филиалам.
"Эта идея появилась в 1998 году, когда началась разработка проекта по вхождению McDonald's как ресторана на наш рынок, который обеспечивал бы их разными продуктами: булочками, мясом и так далее. На первом этапе вместе с руководством центрального офиса McDonald's было решено создать завод по производству булочек, а потом начать развивать другие направления", — рассказывает основатель и генеральный директор компании MCB Georgia Александр Ратишвили в интервью Sputnik Грузия.
Плохие времена
Компания MCB Georgia занималась поставкой булочек для McDonald"s в течение 10 лет, до 2009 года. McDonald's решил разорвать контракт с компанией из-за дороговизны продукции.
"В первую очередь, дело было не в качестве, а в цене. Доставка из Украины обходилась дешевле, чем наше производство. Это еще один парадокс нашей экономики: доставка булочек из Украины обходилась намного дешевле, чем местное производство", — сказал Ратишвили.
Разрыв деловых отношений с McDonald's нанес существенный урон компании Ратишвили. В финансовом плане сложными оказались первые полтора года.
Позже компания набралась сил, окрепла и запустила новое производство, найдя новые рынки сбыта своей продукции.
"Конечно же, мы понесли убытки, но слава Богу у нас уже была база розничной сети до разрыва отношений с McDonald's. На этой базе мы начали расти и развиваться. Так и смогли выжить в этой ситуации. Компания до сих пор успешно работает", — добавил генеральный директор компании MCB Georgia.
На данном этапе компания планирует переоборудовать весь завод и возобновить деловые отношения с McDonald's.
"Второе дыхание"
"Второе дыхание" у компании открылось в 2015 году, когда ее основатели решили обратиться к государственной программе "Производи в Грузии".
"Мы обратились к этой программе после того, как услышали о том, что правительство Грузии начинает новый проект. Мы хотели расширить свое производство. Раньше мы были в другом здании, на другой локации. У нас был план построить новое здание по современным стандартам и изменить кое-какое оборудование", — сказал Ратишвили.
"Производи в Грузии" помогла компании MCB Georgia получить в банке порядка 300 тысяч долларов США. Основная часть денег была потрачена на постройку нового здания, а также на покупку станков и прочего оборудования.
Здание строилось год. Только в 2016 году удалось запустить производство. Площадь нового завода составляет 1,1 тысяч квадратных метров.
На сегодняшний день компания выпускает продукцию под брендовым названием BakeHouse. В ассортименте американские и украинские багели, печенья, кексы, мафины и кукисы.
BakeHouse занята производством и булочек для хот-догов, сэндвичей. Основные точки сбыта – это супермаркеты, магазины розничной торговли, кафе, школы и отели.
Компания владеет сертификатом ISO и работают по системе HACCP — концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.
Эти два фактора, считает Ратишвили, помогают его компании производить конкурентоспособную продукцию.
Количество производимой и реализованной продукции называть Ртатишвили не хочет, однако уверяет, что спрос на его булочки растет с каждым разом.
"Конечно, я могу сказать об этом, но давайте пока сохраним конфиденциальность. Хотя, я могу отметить, что с тех пор, как мы начали тут работать, у нас есть явный тренд на повышение производства", — говорит Ратишвили.
На данный момент у компании своя собственная служба дистрибуции. Доставка продукции с завода по магазинам начинается с раннего утра. С шести часов сотрудники службы дистрибуции начинают выносить продукцию и доставлять по районам в разные розничные центры города.
Продукция, произведенная под брендом BakeHouse, стоит на порядок дороже товаров, произведенных ее конкурентами, что, по мнению Ратишвили, говорит о высоком качестве его булочек.
"Наша булочка стоит где-то 30 тетри (0,12 доллара) за штуку, когда мы можем встретить в магазинах булочку за 10 тетри (0,04 доллара), за 20 тетри (0,08 доллара), за 15 тетри (0,06 доллара)", — сказал Ратишвили.
Ввиду специфичности продукции компания ориентирована только на внутренний рынок.
"Булочки – это не та продукция, которую можно вывозить на экспорт. Без серьезной квалифицированной заморозки они могут испортиться", — добавил генеральный директор MCB Georgia.
Конкуренция не страшна
Конкуренция – залог успешной продукции и экономического роста страны, уверен Ратишвили. Директор MCB Georgia не боится своих конкурентов и считает, что благодаря им он держит "руку на пульсе" и изготавливает качественную продукцию.
"Везде, во всех странах, конкуренция – это обязательное условие для развития бизнеса. Если нет конкуренции, то ты засыпаешь, твое качество и стандарты сразу падают. Это как закон: дважды два – четыре. Поэтому конкуренция заставляет тебя всегда быть начеку, наготове, думать о том, что сделать завтра, для того, чтобы все знали о твоем бренде как о качественном", — сказал Ратишвили.
Проблема кадров
Одним из главных вызовов для своей компании Ратишвили считает проблему кадров.
Генеральный директор MCB Georgia, где трудоустроено 42 человека, включая администрацию, рабочих, дистрибуцию и водителей, рассказывает, что ему с трудом удается находить профессиональных рабочих. Кроме того, он сам проводит для них тренинги.
"Знаете, когда у меня грипп и я лежу дома два-три дня, это не представляет никакой проблемы для компании. В эпоху интернета я по телефону могу управлять компанией, давать какие-то задания и контролировать процесс. Это не проблема. Компания работает. А вот если гриппом заболеет главный тестоделитель, компания может остановиться, так как заменить его некем", — сказал Ратишвили.
В Грузии наблюдается огромный дефицит квалифицированной рабочей силы, уверен Ратишвили. На данный момент его заводу нужна рабочая сила, однако он нигде не может найти рабочих.
Для решения создавшейся проблемы необходим системный подход и вмешательство государства, считает директор MCB Georgia.
"Была такая система профтехобразования в Советском Союзе. Этот уровень образования обязательно должны возродить. Все хотят в университет, все хотят окончить высшее учебное заведение и иметь дипломы, а кто должен делом заниматься? Кто-то должен землю пахать, кто-то должен стоять на заводе, работать оператором и так далее, а этих квалифицированных людей нет", — добавил он.
Бизнес-среда в Грузии – революционное заявление
В Грузии великолепная бизнес-среда. Это, преимущественно, проявляется в том, что, человек, решивший заняться бизнесом, очень легко и просто сможет зарегистрировать компанию. Никто, никогда ни на законодательном уровне, ни иным методом ему в этом не помешает, уверен Ратишвили.
Генеральный директор компании MCB Georgia в беседе со Sputnik Грузия сделал практически революционное заявление, сказав, что в Грузии безработицы нет и в стране уйма рабочих мест.
А ведь по данным Национальной службы статистики Грузии "Сакстат" (Грузстат), несмотря на то, что в 2016 году в стране был зафиксирован рекордно низкий за 13 лет уровень безработицы, показатель все равно остается высоким – 11,8%. При этом 57,6% из трудоустроенных являются самозанятыми, а 42,4% — нанятыми работниками.
"Уйма рабочих мест. Вот если вы начнете, допустим, ремонт дома и хотите привезти электрика или маляра. Вы думаете найдете их на следующий же день? Возможно, вам придется ждать два-три месяца. Это что значит? Это значит, что рабочие места есть, просто люди дезориентированы. Все просто говорят, что нет рабочих мест, безработица, безработица. Если хорошенько подумать, чем заняться, какую квалификацию себе выбирать – уйма рабочих мест и в деревне, и в городе", — сказал Ратишвили.
Ратишвили на личном примере рассказывает о проблемах на рынке труда Грузии.
"Вот у меня летом испортился холодильник, морозильное устройство. Знаете, сколько я ждал мастера? Три недели. В городе всего три или четыре мастера холодильных устройств. Полно рабочих мест. Надо хорошенько людей обучить и менталитет менять. Не всем ходить в университеты и брать дипломы архитектора, юриста или менеджера. Менеджеры понятно, но этот менеджер кем-то ведь должен управлять?", — добавил он.
Хороший мастер своего дела может заработать намного больше, чем какой-то директор, уверен гендиректор MCB Georgia.
Однако проблемы, все-таки есть. В частности, по мнению Ратишвили, необходимо улучшить отношения реализатора с покупателем.
Гендиректор MCB Georgia сетует на то, что покупатели его продукции зачастую опаздывают с выплатой денег, из-за чего он не может своевременно выполнять своих финансовых обязательств.
Проблемой для современного грузинского бизнеса является и дороговизна коммунальных услуг – плата за воду, свет, газ.
"Дороговато, чего греха таить. Для того, чтобы грузинские производители смогли конкурировать с импортерами, мы должны иметь более четкие условия от правительства. Если мы хотим, чтобы в Грузии быстрее развивалось производство. Ведь сейчас в любом супермаркете 90% продукции – импорт. Необходимо всячески поддерживать местное производство", — заключил он.
По мнению гендиректор MCB Georgia, надо поработать над законодательной базой и принять новые законы, создающие условия для получения дешевых финансовых ресурсов.