В конце нынешней недели в Грузии пройдут выборы президента. Всенародные. Принципиально, правда, ничего не решающие. Ибо после внесенных в Конституцию многочисленных изменений пост этот из мощного рычага власти превратился в некий абстрактный символ – от власти достаточно далеко и надежно отстраненный.
Одновременно в Тбилиси тоже в конце недели будет – хочется верить – завершена реконструкция улиц и транспортных магистралей. Ибо благоустройство дорог, в отличие от президентского поста, давно стало символом материальным – перед очередным "историческим выбором" власть явно пытается продемонстрировать заботу о нас.
Только не поймите меня превратно! Я далек от крамольных мыслей касательно эффективности политического устройства страны. В конце концов, люди формируют систему, а не система – людей. И изначальную причину упомянутых выше конституционных корректив мы прекрасно помним: властные полномочия пытались подогнать под конкретную личность…
Тем более, я не против благ общественных, будь то дороги или нечто более впечатляющее и менее приевшееся. Просто мне, откровенного говоря, претит, когда кто-то недооценивает способность общества логически мыслить и обнажать суть вещей. Подменяет убедительную, построенную на веских аргументах пропаганду грубой агитацией, своего рода листовкой в образе благоустраиваемой дороги. Когда повседневную социальную обязанность перевоплощают в предвыборный политический ресурс…
Обычно при определении графика работ, влияющих на пульс большого мегаполиса, специалисты принимают во внимание сезонную нагрузку. Прежде всего, максимально учитывают факторы, влияющие на интенсивность транспортных потоков. В частности, при замене коммуникаций, дорожного покрытия – что, конечно же, крайне важно – как можно активней используют летние месяцы, стараясь уложиться до начала учебного года.
Однако выборы, похоже, перевешивают. Ради обеспечения народа благами в такие моменты (о других – рутинных речь в данном случае не идет) можно сметать на пути любые помехи. Включая начало занятий в школах и вузах, и не считаясь с трудностями и жертвами. Ну а если не столь пафосно – с серьезными неудобствами для граждан.
Кандидаты в президенты Грузии - кто они? >>
Во всяком случае, если судить по картине нынешнего года, городские службы к реконструкции транспортных и коммунальных коммуникаций приступили с явным опозданием. Да еще и нахрапом. Перекрывая одновременно по несколько дублирующих друг друга автомобильных артерий.
Критерии, прямо скажем, тоже не всегда понятны с точки зрения здравого смысла. Год назад мы, вроде бы, уже претерпели серьезные неудобства в ходе реконструкции одной из наиболее загруженных транспортных развязок города. Речь об улице Костава и площади Саакадзе, тесно связанных с функционированием мега-вуза – Грузинского технического университета. Но не успели тбилисцы облегченно и радостно вздохнуть, как дорожники все разрыли заново.
Не хочу прослыть неблагодарным, недооценив стараний нового состава Тбилисской мэрии. Однако нельзя же – пусть даже с самыми благими намерениями – не только всякий раз все и всех перетасовывать, но и землю рыть заново после каждых выборов?! А перед очередными – рыть еще и опять!..
Тем более, если рьяному желанию выставить напоказ свои старания сопутствует бросающееся в глаза невозмутимое равнодушие. Рядом с Вакийским плавательным бассейном – заведением весьма элитным – городские службы перед выборами в лихорадочном темпе стали вдруг разбивать сквер. Что, безусловно, само по себе не плохо.
Однако буквально в нескольких метрах от этого места уже месяц стоит огромная грязная лужа, которую с трудом удается обойти пешком. Однако несмотря на многочисленные обращения, дело так и не удалось сдвинуть с мертвой точки. Даже невзирая на надвигающиеся выборы. Представьте, что будет после них! Свидетельствую, не как очевидец, а как лицо заинтересованное. Поскольку живу рядом.
Обычно первый вопрос в ответ на жалобу:
- Что за лужа? Откуда течет?
Пытаюсь, как могу, объяснить:
- Из-под асфальта.
Иванишвили: все изменится максимум через год >>
Недовольно:
- Понятно. Но это водопровод, канализация или ливневый сток?
- Простите, я не инженер. Не знаю. А какая разница?
- Разница в том, к кому обращаться.
- Я обратился к вам. Кажется, защищать интересы населения – это ваша ответственность.
- Только если это ливневая система. Канализацией занимается частная компания…
Обычно в этом месте приходится выбирать: положить трубку или изменить стилистику общения. Так и подмывает спросить: "- Мне что же, понюхать или вас ткнуть носом?". Но я предпочитаю не омрачать себе и другим предвыборного настроения и на этой милой ноте сворачиваю беседу…
Не знаю, насколько рядовой избиратель способен оценить подобные "старания", однако мимо своих терзаний он точно не пройдет. Запомнит. А если и проголосует, как уговаривает его правящая власть, то отнюдь не в силу обустроенных в ходе предвыборной кампании дорог и проложенных канализационных труб, а по иным мотивам – политическим. Привычно сделав ставку на "меньшее зло".
"Дорога" и "путь". Их обычно воспринимают как синонимы. Однако многое зависит от контекста. Потому что дорога – это чаще конкретный маршрут из одного пункта в другой. А путь – выбор, цель, направление движения к ней. "Пути-дороги" нередко говорят, стоя у распутья. Вроде бы видя открывшийся горизонт, но не ведая толком как идти…
В Тбилиси появятся новые станции наземного метро >>
И тогда от отсутствия широкого выбора мы вдруг начинаем рьяно рыть землю. Прокладываем дорогу, еще не зная пути. Чтобы не стоять на месте, терзаясь сомнениями. Дабы поверить и убедить себя в созидательности таких усилий.
Что, возможно, правильно. Если не увлечься, не зазнаться, не поддаться самомнению.
И сохранить способность трезво корректировать маршрут…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции