Правящая партия Грузии "Грузинская мечта - демократическая Грузия" запустила новый этап реформы судебной системы, которая началась вскоре после смены власти в Грузии. Но готова ли власть полностью отпустить систему правосудия в свободное плаванье?
Гарибашвили возвращается в "Грузинскую мечту" на высокую должность?>>
"Грузинская мечта" пришла к власти в конце 2012 года по итогам парламентских выборов, сменив девятилетнее правление партии третьего президента Грузии Михаила Саакашвили "Единое национальное движение". В те времена оппозиция называла судебную власть Грузии ахиллесовой пятой демократии. Судей постоянно обвиняли в исполнении заказов власти.
Власть в Грузии уже давно сменилась, но "Грузинской мечте" пока не удалось до конца решить проблему. Более того, ей приходится справляться с последствиями громкого судебного скандала, который разразился в декабре 2018 года. Причиной стал список кандидатов в судьи Верховного суда Грузии, представленный в парламент, в котором оказались те, кто заработал плохую репутацию при президентстве Саакашвили.
Так что, теперь властям приходится не только отбиваться от бдительной оппозиции и отколовшихся на фоне судебного скандала соратников, но и работать параллельно над двумя законопроектами. Первый касается правил отбора судей Верховного суда Грузии, а второй - назначения судей судов первой (городских и районных) и второй (апелляционных) инстанций бессрочно.
Яблоко раздора
Одним из инициаторов и авторов судебной реформы в Грузии была депутат Эка Беселия. Она стояла у истоков создания "Грузинской мечты" и была одним из ярых противников властей Саакашвили. И, кстати, именно она стала главным зачинщиком нынешнего судебного скандала, когда в парламент поступил список кандидатов в судьи Верховного суда.
Беселия возвращается в юридический комитет парламента Грузии>>
Беселия заявила, что никогда не поддержит судей, служивших политической команде, с которой она боролась многие годы, и демонстративно покинула ряды ныне правящей "Грузинской мечты". Ее не остановило даже то, что лидеры партии согласились приостановить, как она того и требовала, процесс назначения судей Верховного суда и разработать четкие критерии отбора, чтобы у населения не было сомнений в их объективности.
Тем временем, в Верховном суде Грузии катастрофически не хватает рабочих рук - 18 из 28 мест судей являются вакантными.
Реформа в четыре этапа
Разобраться в судебной системе и текущих реформах простому обывателю очень сложно, поэтому в основном выводы делаются исходя из заявлений политиков. А учитывая то, что чаще всего в политических распрях побеждает тот, кто увереннее и эмоциональнее преподносит свою позицию, без труда можно предположить, чем руководствуется население, принимая ту или иную сторону.
А ведь от третьей ветви власти, то есть от судебной системы, зависят судьбы сотен и тысяч людей.
Для того чтобы разобраться, каким образом власти Грузии пытаются добиться полного освобождения третьей ветви власти от политики и создания объективного и укомплектованного высокопрофессиональными судьями суда, расскажем все по порядку.
Первая волна судебной реформы началась в Грузии весной 2013 года.
Была увеличена прозрачность судебных заседаний - разрешили аудио- и видеосъемку.
Власти также изменили принцип комплектации Высшего совета юстиции, которому полагается отбирать судей. Тогда упразднили квоты парламента и частично президента. В результате восьмерых членов Совета избирает Конференция судей, пятерых на основании конкурса утверждает парламент, а одного представляет президент. Возглавляет Совет председатель Верховного суда Грузии.
Кроме того, дисциплинарная коллегия отделилась от Высшего совета юстиции, и ее членов теперь выбирает Конференция судей, а не председатель Верховного суда, как это было прежде.
Вторая волна судебной реформы началась летом 2014 года.
На этом этапе было решено назначать судей всех судебных инстанций бессрочно, чтобы гарантировать их независимость. Но для этого судьям первой и второй инстанций предложили пройти обязательный трехлетний испытательный срок.
Экс-премьер вернулся - накал страстей вокруг "Грузинской мечты" нарастает>>
При этом был определен порядок оценки деятельности судей, назначенных на испытательный срок, и была создана квалификационная палата Верховного суда, которой полагается рассматривать жалобы судей, которым отказали в назначении бессрочно.
Третья волна судебной реформы стартовала в начале 2017 года.
Дела в судах начали распределять в электронном порядке.
При назначении судей в городские и районные суды, то есть в суды первой инстанции, было решено отдавать предпочтение выпускникам Школы юстиции.
Высшему совету юстиции дали право назначать председателей городских, районных и апелляционных судов.
Четвертая волна
"Грузинская мечта" на данном этапе работает над поправками, касающимися процедуры бессрочного назначения судей городских, районных и апелляционных судов.
"Этот законопроект касается правил принятия решения при назначении Высшим советом юстиции судей первой и второй инстанции и дисциплинарной ответственности судей, если они нарушают правила дисциплинарного поведения... Хотим дополнительно сказать, что пока не будут исправлены недостатки, должно быть приостановлено бессрочное назначение судей. Мы урегулируем как правила назначения судей Верховного суда, так и "четвертую волну", - сказала вице-спикер парламента Тамар Чугошвили Первому каналу.
Поправки в рамках "четвертой волны" судебной реформы должны быть приняты до конца весенней сессии парламента Грузии.
Процесс комплектации судов всех инстанций путем назначения судей бессрочно должен завершиться к 2024 году.
Взгляд скептика
Политолог Арчил Сихарулидзе считает, что правительство Грузии пока не готово сделать судебную систему до конца независимой.
"К сожалению, как мне кажется, правительство все еще не готово отпустить систему правосудия до конца и все-таки надеется, что какие-нибудь механизмы влияния у него останутся. Но и понятно почему. Потому что нынешнее правительство не чувствует себя достаточно безопасно, чтобы быть готовым отпустить бразды правления и сражаться на политической арене без этого механизма", – сказал Сихарулидзе в интервью Sputnik Грузия.