Что тормозит строительство порта в Анаклия? Консорциум vs правительство Грузии

© courtesy of Anaklia Port Дноуглубительные работы порта в Анаклия
Дноуглубительные работы порта в Анаклия - Sputnik Грузия
Подписаться
"Консорциум развития Анаклия", который строит первый глубоководный порт в Грузии, и министерство регионального развития вновь выступили с критикой в адрес друг друга

Министерство регионального развития и инфраструктуры Грузии обвинило "Консорциум развития Анаклия", который строит первый глубоководный порт в стране, во введении общества в заблуждение и вновь призвало к выполнению обязательств.

Премьер: власти Грузии сделают все для строительства порта Анаклия>>

Консорциум основали грузинская компания TBC Holding Мамуки Хазарадзе и американская компания Conti International LLC. На сегодняшний день в консорциум также входят SSA Marine (США), British Wondernet Expres (Центральная Азия) и G-Star Ltd. (Болгария).

На прошлой неделе "Консорциум развития Анаклия" распространил заявление, в котором обвинил правительство в создании препятствий для реализации проекта, начиная с осени 2017 года. Консорциум еще раз потребовал от правительства предоставления дополнительных гарантий - страхования коммерческих рисков.

Мамука Хазарадзе - Sputnik Грузия
Хазарадзе и Джапаридзе покидают правление порта Анаклия

"К сожалению, "Консорциум развития Анаклия" своим последним заявлением вновь пытается перенести внимание общества с невыполнения Консорциумом обязательств на беспредметное обсуждение особого значения порта Анаклия, в чем сегодня никто не сомневается и что не является предметом спора", - говорится в заявлении на сайте Минрегионазвития.

Там же отмечено, что правительство Грузии с первых же дней на всех международных форматах занималось популяризацией строительства глубоководного порта в поселке Анаклия (регион Самегрело - Земо Сванети). Правительство призывало международных партнеров, потенциальных инвесторов, финансовые институты поддержать проект.

"Именно в результате такой работы постоянные партнеры правительства Грузии – международные финансовые институты – согласились финансировать проект, а Евросоюз внес глубоководный порт Анаклия в трансевропейскую транспортную сеть", - сказано в заявлении.

Обвиняемый в отмывании денег Хазарадзе покинул совет директоров TBC Bank Group PLC>>

Как подчеркнуло министерство, Консорциум пытается убедить общество в том, что, поскольку проект глубоководного порта Анаклия имеет государственное значение, у Консорциума почему-то есть эксклюзивное право нарушать все взятые на себя обязательства.

"Несмотря не на одну отсрочку, льготы и, действительно, беспрецедентные исключения и государственную поддержку, "Консорциум развития Анаклия" на данном этапе не может привлечь необходимые финансы для осуществления первой фазы проекта, чем ставит под огромную угрозу осуществление проекта государственной важности", - говорится в заявлении.

Раскритиковало министерство Консорциум и за то, что он настаивает на страховании государством коммерческих рисков.

Мамука Бахтадзе - Sputnik Грузия
Премьер Грузии прокомментировал заявление посольства США по делу Хазарадзе

Министерство призывает "Консорциум развития Анаклия", его грузинских и зарубежных основателей, заинтересованных инвесторов, партнеров вместо ложных обвинений, распространения неправильной информации, поиска геополитических и политических причин объединить усилия для выполнения в кратчайшие сроки взятых перед правительством обязательств и для осуществления важнейшего для Грузии проекта.

"Заверяем всех болеющих за проект строительства глубоководного порта Анаклия, что глубоководный порт Анаклия обязательно будет построен частными или государственными инвестициями. При этом надеемся, что "Консорциум развития Анаклия" сможет вернуться в конструктивные рамки и довести до конца осуществление этого важнейшего проекта, у которого была и впредь будет поддержка правительства Грузии", - отмечено в заявлении.

Строительство первого глубоководного порта в Грузии началось в декабре 2017 года. В настоящее время ведутся работы по углублению дна.

Определена компания, которая построит порт Анаклия>>

На строительство первой фазы порта необходимо более 600 миллионов долларов. Государство пообещало дать кредит в 100 миллионов долларов, а Консорциуму предстоит вложить 120 миллионов своих инвестиций. Остальные 400 миллионов Консорциум должен привлечь от зарубежных инвесторов в качестве кредита.

Закрытие финансовой сделки, после которой должна была начаться активная фаза строительства, было намечено на 15 августа 2017 года. Однако, по инициативе Консорциума, эта дата откладывалась несколько раз. Теперь закрытие финансовой сделки с 15 июня перенесли еще на полгода.

Вместе с тем, в этом процессе государство уже простило Консорциуму штраф в размере более 11 миллионов долларов за нарушение первоначальных сроков.

Позиция "Консорциума развития Анаклия"

Согласно заявлению "Консорциума развития Анаклия", он смог привлечь не только необходимые 100 миллионов в капитал, но и полностью 600 миллионов долларов.

Главный офис TBC bank - Sputnik Грузия
TBC Bank - сильный финансовый институт Грузии, говорит глава Нацбанка

Как утверждает Консорциум, неудивительно, когда речь идет о проекте подобной сложности и масштабов, что заинтересованные инвесторы поставили бы дополнительные условия и потребовали бы от правительства страхования определенных рисков.

"В конце концов, это же проект государственного значения, и правительство должно сыграть огромную роль в его успехе в долгосрочной перспективе, поскольку эти инвесторы входят в нашу страну минимум на 15 лет. А этот проект в итоге перейдет в государственную собственность", - говорится в заявлении.

Там же отмечено, что инвесторы потребовали дополнительные гарантии из-за "препятствий и двуличия" правительства Грузии.

Может ли дело против банкира Хазарадзе отразиться на строительстве порта Анаклия?>>

"С полной ответственностью хотим заявить, что первый случай оказания препятствия для проекта Анаклия со стороны правительства имел место осенью 2017 года, когда еще даже окончательно не были известны инвесторы и финансовые институты, тем более их дополнительные требования… Соответственно, не коммерческие условия, а созданные правительством препятствия опережали этот процесс, и это по сей день так", - сказано в заявлении.

Как подчеркивает Консорциум, роль правительства, особенно касательно рисков товарооборота, очень важна. Поскольку только правительство может обеспечить успех не только единичной инфраструктуры, но и долгосрочный успех всего коридора.

Мамука Хазарадзе - Sputnik Грузия
Хазарадзе пригрозил властям Грузии "разрушением системы"

"Отдельно взятый порт ведь не может быть успешным, если у него не будет поддержки дорогой, железной дорогой, политической стабильностью и хорошими отношениями с входящими в коридор соседними странами", - говорится в заявлении.

Консорциум настаивает на том, что при осуществлении подобных проектов даже в развитых европейских странах риски товарооборота по большей части застрахованы именно правительством.

"Консорциум развития Анаклия" продолжит работать с правительством и сделает все, чтобы проект был реализован, чтобы порт был успешно построен вместе с нашими западными партнерами и чтобы он внес вклад в реализацию огромной и пока еще неиспользованной перспективы Грузии", - отмечено в заявлении.

Девять фаз

Строительство порта Анаклия планируется поэтапно. Старт работы порта изначально был намечен на 2021 год, то есть уже через два года там должна быть устроена вся инфраструктура, позволяющая принимать суда, транспортировать и хранить грузы.

Строительство порта в Анаклия - Sputnik Грузия
Строительство порта Анаклия: прогресса пока нет

Первая фаза подразумевает, что после старта порт сможет ежегодно принимать 900 тысяч контейнеров. Разрыв между первой и второй фазой будет в три-четыре года, а план следующих шагов будет разработан в ходе первой фазы.

Согласно проекту, по истечении первой и второй фаз, ближе к 2030 году, порт Анаклия сможет принимать до 14 миллионов тонн грузов.

На осуществление всех девяти фаз понадобится более 50 лет, и к этому моменту порт, по прогнозам, сможет принимать свыше 100 миллионов тонн грузов ежегодно.

Общая стоимость проекта - 2,5 миллиарда долларов США.

Лента новостей
0