Проведение парламентских выборов 31 октября 2020 года по новой системе является одним из главных критериев для Грузии на международной арене.
"Та избирательная система, по которой было достигнуто соглашение, очень важна и принципиальна для развития страны. Это моя принципиальная позиция, о которой я не раз говорил", - сказал премьер-министр Грузии Георгий Гахария.
Между тем, за почти пять месяцев до выборов новая система проведения выборов существует лишь на бумаге в виде проекта поправок в Конституцию Грузии, который даже не прошел публичное обсуждение, а его требует закон.
Перед этим с ноября по март правящая партия "Грузинская мечта – демократическая Грузия" и более 30 оппозиционных партий долго спорили о деталях проекта и смогли прийти к соглашению только в последний момент и то под давлением международных партнеров.
Сейчас эти же партнеры давят, чтобы процесс дошел до конца.
Камни преткновения
Оппозиция, которая так долго настаивала на изменении системы выборов, встала в позу.
Дело в том, что голоса парламентской оппозиции являются решающими в изменении Конституции, правящая партия "Грузинская мечта – демократическая Грузия" после раскола потеряла свое конституционное большинство и теперь в таких решениях зависит от доброй воли своих оппонентов.
Для принятия поправок необходимо 112 голосов, а у правящей партии всего 95 голосов. Таким образом ей необходимо заручиться поддержкой своих бывших соратников и оппонентов.
Однако, на сегодняшний день вся парламентская оппозиция настаивает на выполнении соглашения от 8 марта, которое правящая партия подписала в присутствии наблюдателей, особенно той части, которая касается политических заключенных.
Разменной монетой поправок в Конституцию стал совладелец оппозиционного "Главного канала" Георгий Руруа, который является братом члена "Нацдвижения" Ники Руруа, скончавшегося в 2018 году.
В конце 2019 года он был задержан за незаконное хранение огнестрельного оружия, однако в оппозиции считают, что задержание было незаконным и полиция подложила Руруа оружие специально как часть расправы над неугодным телевидением. Ведь под следствием находится и владелец контрольного пакета телеканала Ника Гварамия.
"Соглашение должно быть выполнено до конца. Не существует такого, чтобы была бы выполнена часть, а на вторую не обратить внимание. Соглашение или выполняется, или не выполняется, поэтому сейчас мяч на стороне "Грузинской мечты", от которой мы ждем выполнения соглашения в части политзаключенных", - сказал лидер парламентской оппозиционной партии "Европейская Грузия – движение за свободу" Давид Бакрадзе.
Между тем в правящей партии уверены, что свою часть соглашения они выполнили.
"Они могут оставить свою любимую систему, которая была при их правлении. Это их выбор, но если по их вине конституционные поправки провалятся, это будет их ответственность", - сказал Кобахидзе.
Предмет спора
Отличия новой системы выборов от прописанной на сегодняшний день модели по большому счету не очень большие, но знаковые для Грузии.
Обе системы предполагают смешанную систему избрания депутатов парламента – часть проходит в парламент по партийным спискам, а часть - после победы в одномандатных мажоритарных округах.
Разница лишь в количестве округов, проходном барьере для партий и системе распределения мест в парламенте Грузии.
Так, в новой версии всего 30 одномандатных вместо 73, проходной барьер для партий только 1%. А число мест в парламенте, получаемых партией или блоком по итогам выборов, будет зависеть от полученных мест по итогам выборов в одномандатных округах.
Партия или блок, даже в случае победы во всех мажоритарных округах, по итогам выборов сможет получить лишь на одну четвертую больше мандатов, чем им полагается по итогам пропорциональных выборов.
По мнению экспертов, новая модель выгодна мелким оппозиционным партиям, которые с таким низким проходным барьером получат возможность быть представленными в парламенте и рассчитывать на государственное финансирование.
Что касается блоков, то для них ситуация, по мнению политологов, сложнее, ведь, чтобы попасть в парламент, блок должен набрать столько же процентов, сколько партий в него входит. Таким образом – чем многочисленнее блок, тем больше ему нужно голосов.
Кроме того, ведущие эксперты уже высказывают предположение, что с учетом того, что сейчас оппозиция представляет как раз большое объединение, вполне возможно, из-за такого невыгодного условия она или расколется, или сделает все для провала поправок в Конституцию.
Тем более в оппозиционном объединении уже начались первые конфликты по поводу мажоритарных списков, и чем этот конфликт закончится, станет известно только к августу, когда поправки принимать будет уже поздно.