Внешне вполне может показаться, что оба факта – резолюция влиятельного европейского института и местный законопроект – результат независимых усилий и напрямую друг с другом не связаны. Однако стоит начать оценивать указанные документы с точки зрения попытки повлиять на политические процессы в стране (а именно так их воспринимает большинство аналитиков и экспертов), и связь немедленно всплывет.
Прежде всего – сходная мотивация. Документ европарламентариев фактически обязывает местную правящую политическую элиту отменить наказание официально осужденному Михаилу Саакашвили, а взамен санкционировать наказание олигарху Бидзине Иванишвили. Грузинская общественность в большинстве своем истолковала эту форму взаимоотношений как грубое вмешательство во внутренние дела страны. Более того – как вопиющую попытку оказать нажим на конституционную власть.
Даже не вникая в суть вопроса – кто прав, кто нет? – приходится согласиться, что категоричный и требовательный тон резолюции вряд ли отвечает специфике деятельности Европарламента как сугубо рекомендательного органа. И, кстати, привести похожие прецеденты поведения европарламентариев эксперты затрудняются.
Не менее вопиющие намерения, по мнению политологов и представителей средств массовой информации, кроет в себе и внесенный на днях в парламент Грузии законопроект об "агентах иностранного влияния". Согласитесь, уже от самого термина невольно пронизывает ледяной холодок.
Похоже, журналисты на составили исключения, однако бюро парламента все равно приняло представленный документ к рассмотрению. Причем в части стиля он столь же неоднозначен, как и резолюция европейских депутатов. Наводит на ассоциации не столько с депутатской группой "Сила народа", сколько с оставившей незавидный след в революционной истории организацией "Народная воля"…
К сожалению, в основе поведения обеих сторон явно прослеживались попытки играть на политическом радикализме – и это тоже тесно роднит их между собой. Речь идет именно об игре. Европарламент, принимая резолюции по Грузии, позволяет себе бесцеремонно пересекать принятые в международном партнерстве границы. Но дальше Еврокомиссия деликатно не конкретизирует спорные тезисы. Не напоминает ли это вам сценку с "плохим" и "хорошим" следователем?
Любопытно, что аналогичный метод, похоже, взяла на вооружение и "Грузинская мечта". Обсуждаемый законопроект, подозревает политолог Вахтанг Дзабираде, разработан вовсе не для контроля над финансами неправительственных организаций. В чем, если быть предельно объективными, в общем-то нет ничего плохого. Но ведь НПО и без принятия нового закона подконтрольны соответствующим государственным структурам?!
К тому же, согласен конституционалист Леван Алапишвили, они и не скрывают источников финансирования, вывешивают соответствующую информацию на своих официальных сайтах. Я, конечно, могу ошибаться, но тут по большей мере прослеживается иное – желание дать зеркальный ответ некоторым радикально настроенным политическим силам.
Не случайно многие серьезные эксперты выражают сомнение в том, что в конечном счете правящая партия допустит утверждение упомянутого закона. Во всяком случае, в его нынешнем виде. Думаю, очень примечателен пассаж, которым завершил свое интервью еженедельнику "Квирис палитра" (20-26.02) председатель парламента Шалва Папуашвили. Он не стал отрицать, что некоторые полезные регуляции нередко используются во вред, и обтекаемо заявил, что вопрос требует тщательного изучения.
Определенные политические силы в Европе явно готовы оказывать давление на грузинское общество, играя на присвоении стране кандидатского статуса. Но позвольте предположить, что они не удосужились вникнуть в тонкости грузинской национальной психологии. В частности, в то, как болезненно грузинское общество реагирует на ущемление чувства собственного достоинства.
При всем неоспоримом и искреннем стремлении в европейскую семью, все это может дать обратный эффект. Некоторые радикально настроенные издания типа "Асавал-Дасавали" уже не сдерживают оскорбленных эмоций: "Плевали мы на такую Европу!" (20-26.02). Никто ни на кого, безусловно, не плюет, но это нездоровый и опасный посыл.
Политические игры вообще непредсказуемы и опасны, а главное – они способны затянуть, увлечь, пробудить азарт. Председатель "Мечты" Ираклий Кобахидзе сравнивает внесенный "Силой народа" законопроект с аналогичными законами, действующими в США и Российской Федерации. Он даже счел нужным подчеркнуть (?!), что в грузинском варианте вместо термина "иностранный агент" применено название "агент иностранного влияния".
Поразительно, что и тут правящая партия, внешне не соглашаясь, тем не менее решительно идет по стопам европейских партнеров. Вахтанг Дзабирадзе не перестает удивляться – неужели непонятно, что грузинское общество крайне негативно воспринимает уже само по себе слово "агент". С точки зрения пиара эта формула, как ее ни видоизменяй, в силу ментальных особенностей нации работать все равно не будет, считает политолог.
Да и причем здесь Америка и Россия? Важно понять, для чего нужен сегодня подобный закон Грузии и что он принесет грузинскому обществу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции