ТБИЛИСИ, 24 мая — Sputnik. Крупнейшая оппозиционная партия "Единое национальное движение" и неправительственная организация "Международная прозрачность – Грузия", которые говорят о т. н. клане в судебной системе, служат иностранным сила, а не своей стране, заявил председатель правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия" Ираклий Кобахидзе.
НПО утверждает, что избранные парламентом 17 мая члены Высшего совета юстиции Тристан Бенашвили, Георгий Гзобава и Зураб Гураспашвили связаны с попавшими под санкции США судьями – Михаилом Чинчаладзе, Леваном Мурусидзе и Ираклием Шенгелия. В заявлении отмечено, их избрание "еще больше усилит позиции клана и не будет способствовать оздоровлению судебной системы, что наносит вред процессу евроинтеграции страны".
"Попытки стигматизации, разговоры о клане и т. д. полностью управляются радикальной оппозицией… "Международная прозрачность" и "Национальное движение" – это абсолютно одно и то же. Оба они являются иностранными агентами и служат не своей стране, а иностранным силам", – заявил Кобахидзе журналистам.
По его словам, на самом деле эти люди являются профессиональными юристами, у них есть соответствующая репутация, прошлое и опыт. И, безусловно, как отметил Кобахидзе, эти люди не присоединяются к той целенаправленной кампании, которая ставит целью стигматизацию.
Кобахидзе подчеркнул, что оппозиционеров устраивают только такие кандидаты, которые будет вовлечены в запущенную антигосударственную кампанию.
"Те, кто не вовлечены в эту кампанию, неприемлемы для радикальной оппозиции. Для нас неприемлемо такое отношение. Мы поддерживаем независимых, непредвзятых профессионалов, которые должны быть представлены в Высшем совете юстиции", – подчеркнул Кобахидзе.
Высший совет юстиции – координирующий независимый орган судебной системы, целью которого является способствование качественному и эффективному правосудию. До 17 мая в Совете из 15 человек было только 10, так как полномочия пятерых, избранных парламентом, уже два года как истекли. На данный момент вакантными остаются два места в совете.
На прошлой неделе правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия" при поддержке отдельных оппозиционеров удалось выбрать трех членов Совета – Зураба Гураспашвили, Тристана Бенашвили и Георгия Гзобава.
Проголосовавшие за кандидатов в члены Высшего совета юстиции 17 мая депутаты оппозиционной фракции "Единое национальное движение", объединенная оппозиция "Сила в единстве", Нато Чхеидзе, Ростом Чхеидзе, Ника Мачутадзе и Бачуки Кардава покинули фракцию в тот же день, после того, как их обвинили в сговоре с властью.
Ряд оппозиционных депутатов заявили, что избранные новые члены являются частью т. н. "судебного клана".
Грузинская оппозиция, в том числе бывшая правящая партия "Единое национальное движение", уже много лет утверждает, что судебной системой в Грузии управляет клан во главе с Леваном Мурусидзе, который выполняет политические заказы правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия".
В свою очередь "Грузинская мечта" настаивает на том, что именно после смены власти судебная система в Грузии стала независимой и считает не вправе вмешиваться в независимость судебной системы при помощи следственной комиссии парламента.
Судьи под санкциями
Пятого апреля США ввели визовые ограничения в отношении трех действующих судей Михаила Чинчаладзе, Левана Мурусидзе, Ираклия Шенгелия и одного бывшего судьи Валериана Церцвадзе за "вовлеченность в значительную коррупцию".
Власти Грузии назвали непонятным и неприемлемым обвинение судей в коррупции без представления доказательств. В ответ посол США Келли Дегнан сказала, что обвинение основано на находящейся в открытом доступе информации. "Эта информация и утверждения известны уже много лет", – сказала он.
При этом Дегнан добавила, что решение Госдепа США – это очень позитивный шаг, возможность для правительства продемонстрировать верность борьбе с коррупцией и формированию истинно непредвзятой судебной системы.
В свою очередь глава МИД Грузии Илья Дарчиашвили в письме госсекретарю США Энтони Блинкену выразил надежду, что Госдепартамент представит соответствующие доказательства по поводу обвинений в коррупции судей или пересмотрит свое решение.
Дарчиашвили подчеркнул, что до смены власти в 2012 году "суд был подразделением прокуратуры и одним из очередных звеньев репрессивной машины режима". Главными творцами же этой системы были на то время президент Михаил Саакашвили и министр юстиции Зураб Адеишвили, против которых ни одна страна не вводила санкции.