ТБИЛИСИ, 13 июня — Sputnik. В заявлении премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе об угрозах в его адрес с упоминанием покушения на главу правительства Словакии Роберта Фицо не было достаточно оснований для начала расследования, сказал глава СГБ Грузии Григол Лилуашвили журналистам.
В конце мая Кобахидзе заявил, что один из еврокомиссаров в ходе телефонного разговора перечислил меры, которые может принять Запад в случае преодоления вето на т. н. закон об "иноагентах", и добавил: "Вы же видели, что случилось с Фицо, и вы должны быть очень осторожны". А в начале июня, когда закон уже вступил в силу, Кобахидзе сказал, что в случае проявления какой-либо страны интереса к этому, он готов предоставить доказательства следствию.
"Согласно принятой в правовой среде практике, в этом заявлении нет достаточно признаков того, что есть основания для начала расследования", – сказал Лилуашвили.
По его словам, Кобахидзе сказал, что его по-дружески предупредили о принятии дополнительных мер безопасности.
"Это сочли за прямую угрозу? В нашей правовой среде нет прецедента начала расследования по данной в виде совета рекомендации", – заявил Лилуашвили.
Он подчеркнул, что СГБ сама решает, есть ли признаки уголовного преступления в том или ином публично сделанном заявлении.
"В данном случае было решено, что этого недостаточно для начала уголовного преследования, то есть нет надлежащих доказательств для начала расследования. В стране, где работает высокий доказательный стандарт, этого не было достаточно", – сказал Лилуашвили.
Громкие заявления и опровержение
Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил об угрозах в связи с принятием резко критикуемого Западом закона "О прозрачности иностранного влияния" 23 мая.
"Даже на фоне длительного шантажа прозвучавшая во время телефонного разговора с одним из еврокомиссаров угроза поразила. В частности, в разговоре со мной еврокомиссар перечислил ряд мер, которые западные политики могут принять после преодоления вето на закон о прозрачности, и во время перечисления этих мер упомянул: "Вы же видели, что случилось с Фицо, и вы должны быть очень осторожны", – сказал Кобахидзе.
На второй день выяснилось, что телефонный разговор состоялся с еврокомиссаром по вопросам расширения и политики добрососедства Оливером Вархейем. Заявление об этом распространил сам еврокомиссар.
"Я хотел бы выразить самое искреннее сожаление по поводу того, что определенная часть моего телефонного разговора была вырвана из контекста", – сказано в заявлении Вархейя.
При этом он отметил, что принятие закона "О прозрачности иностранного влияния" может привести к неконтролируемым процессам на улицах Тбилиси.
"Я счел необходимым обратить внимание премьер-министра на важность не усугублять и без того хрупкую ситуацию принятием этого закона... Трагическое событие в Словакии было приведено в качестве примера и указания на то, к чему может привести столь высокий уровень поляризации в обществе даже в Европе", – говорится в заявлении.
Позже, 5 июня, когда резонансный закон уже вступил в силу, премьер Грузии сделал еще одно громкое заявление.
"В последние дни нам многим угрожали, в том числе разделением судьбы премьера Словакии, в которого выстрелили несколько недель назад. Нам напрямую пригрозили разделением судьбы Фицо. Если какая-то страна проявит интерес в связи с этим и соответствующей угрозой, я готов дать следствию информацию и доказательства", – сказал Кобахидзе.
Несмотря на масштабные протесты, организованные оппозицией и неправительственными организациями, а также критику Запада, резонансный законопроект все же был принят.
Парламент 28 мая преодолел вето президента Саломе Зурабишвили, а 3 июня законопроект подписал председатель парламента Шалва Папуашвили.
Скандальный законопроект
Закон "О прозрачности иностранного влияния" предполагает регистрацию неправительственных организаций и СМИ в реестре организаций, проводящих интересы иностранной силы, если более 20% их годового дохода – это зарубежное финансирование. В год раз они должны заполнять декларацию.
Согласно новому закону, до начала августа министерство юстиции должно будет завершить свою часть работы, а уже после, в течение месяца финансируемые из-за рубежа неправительственные организации и СМИ должны будут зарегистрироваться в специальном реестре.
Власти аргументировали повторное инициирование законопроекта, отозванного на фоне массовых протестов в марте 2023 года, тем, что зарубежные доноры увеличили тайное финансирование радикальных групп и партий в Грузии.
Оппозиционеры, представители НПО и гражданские активисты, выступающие против принятия закона, утверждают, что он ставит в один ряд друзей и врагов Грузии, навешивает ярлыки и препятствует интеграции страны в ЕС. С 15 апреля они начали проводить акции протеста.
К отказу от принятия т. н. закона об "иноагентах" власти Грузии не раз призывали Евросоюз, Совет Европы, США, ООН, БДИПЧ ОБСЕ, НАТО, утверждая, что он противоречит западным ценностям. В Грузии противники инициативы назвали ее "российским законом".
Часть неправительственных организаций, включая самые авторитетные, заявили, что не намерены регистрироваться в реестре организаций, проводящих интересы иностранной силы, и готовы платить штраф за нарушение закона.
В Евросоюзе заявили, что приступили к рассмотрению вопроса о принятии в июне надлежащих мер в отношении Грузии, среди которых может быть приостановление на полгода безвизового режима.
США уже ввели визовые ограничения в отношении нескольких десятков ответственных за "подрыв демократии" в Грузии лиц и членов их семей, в частности членов правящей партии "Грузинская мечта", членов парламента, сотрудников правоохранительных органов и частных лиц.
Власти Грузии настаивают на том, что ни один противник закона "О прозрачности иностранного влияния" не представил ни одного правового аргумента против него. Более того, власти подчеркивают, что законы о прозрачности иностранного финансирования есть у США, Франции, Израиля и Австралии, а также его рассматривает Евросоюз.