Иудейский праздник Пурим празднуют 14 и 15 числа месяца Адара по еврейскому календарю — в 2019 году праздник выпадает на 20 и 21 марта, но, как и все иудейские праздники он начинается накануне с заходом солнца.
Самый веселый еврейский праздник установлен в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркс), получивший название от древнеперсидского слова "pur" — "жребий".
Пурим — первый всенародный праздник, установленный не Торой, а постановлением мудрецов, и не входит в число церковных. История возникновения праздника довольно подробно описана в одной из ветхозаветных книг.
Свиток Эстер
Пурим начали праздновать еще до нашей эры — история появления праздника описана в "Мегилат Эстер" (Свиток Эстер). Его также называют "Книга Есфирь".
В те далекие времена Персидской империей правил царь Ахашверош, который женился на красавице еврейке по имени Эстер (Есфирь), скрывшей от него свое происхождение.
Горя желанием избавиться от неугодного ему придворного, Аман уговорил Ахашвероша истребить всех евреев в империи. Царь, недолго думая, подписал указ, не подозревая о том, что его жена тоже была еврейкой.
Тем временем коварный Аман бросил жребий о том, когда осуществить задуманное, который выпал на 14-й день Адара. Узнав о грозящей беде, царица Эстер и Мордехай распорядились собрать всех евреев, чтобы вместе поститься, молиться и учить детей Торе и любви к Богу.
Еврейские мудрецы считают, что именно тогда, Бог перевернул жребий и разрушил коварные замыслы визиря. По завершению трехдневного поста царица рассказала венценосному супругу о своем происхождении и попросила пощадить свой народ.
Царь разгневался на Амана, задумавшего погубить евреев, а значит и его жену. И в определенный жребием день казнь постигла не евреев, а коварного сановника и его сыновей.
В то время царские указы нельзя было отменить, поэтому Ахашверош издал другой, который давал право евреям, подвергающимся агрессии, защитить себя и свое имущество любыми средствами.
Дни Пурима
Согласно свитку Эстер, евреи Персии уничтожали своих врагов 12 и 13 Адара, а 14-го — отпраздновали свою победу и избавление, то есть Пурим.
В тех городах, о которых точно неизвестно, были ли они обнесены стеной в те далекие времена, обычаи Пурима исполняются два дня — 14 и 15 Адара.
В еврейские високосные годы, когда к году добавляется дополнительный месяц — Адар шени (второй Адар), Пурим празднуется в этом месяце, так как по талмудической традиции именно тогда произошли описанные события.
А в те годы, когда 15 Адара приходится на субботу, жители городов, окруженных стеной празднуют "Пурим мешулаш" (тройной Пурим), который празднуют с пятницы 14 Адара до воскресенья 16 Адара.
Пост Эстер
Празднику предшествует пост, который называют пост Эстер. Он установлен в память о том посте, который объявили Мордехай и Эстер, когда царь Ахашверош издал свой указ об уничтожении евреев.
Пост Эстер, как и все другие посты, предназначен для того, чтобы люди проанализировали свою жизнь и раскаивались в своих проступках.
Ведь Свиток Эстер рассказывает не только о радости евреев по поводу их неожиданного спасения, но и об их страхе и скорби в минуту великой опасности.
И поскольку невозможно в один день соединить два противоположных настроения, еврейские мудрецы как бы разделили Пурим на две части: 13-е — день поста и молитв, а 14-е — день веселья и пира.
Пурим начинается с окончанием поста Эстер. Это малый праздник, то есть в этот день разрешено работать.
Заповеди
Пурим начинается и заканчивается чтением Свитка Эстер, повествующего об истории Пурима. Для чтения Свитка все евреи собираются в синагогах. Принято, чтобы Свиток был рукописный, однако за неимением такового допускается чтение по печатному изданию.
По заповеди, прослушать чтение Мегилат Эстер евреи обязаны в Пурим дважды: при наступлении праздника, вечером, после "Маарива" (вечерняя молитва), и утром — после "Шахарит" (утренняя молитва). Перед чтением произносятся три благословения, после чтения — одно.
Слушать чтение Свитка Эстер женщины должны наравне с мужчинами, так как они тоже имеют отношение к чуду избавления от Амана.
Чтение Свитка не похоже на обычную службу в синагоге. Все собравшиеся внимательно слушают чтеца и при упоминании имени коварного Амана, все громко свистят, топают ногами и трещат специальными пуримскими трещотками — граггерами. Таким образом выражают презрение и ненависть к страшному злодею.
Важнейшие заповеди Пурима — угощение друзей и пожертвования бедным. В праздник каждый еврей обязан послать подарок, состоящий как минимум из двух вкусностей, которые можно сразу съесть или выпить, хотя бы одному близкому человеку. Этот обычай называется "мишлоах манот" — "посылка яств".
Заповедь о подарках бедным (можно дать деньги, еду или что-либо, чему бедняк будет рад) является более важной, чем "посылка яств". Считается, что тот, кто заботится о бедняках, вдовах и сиротах, уподобляется Всевышнему. В этот день пожертвование необходимо подать не менее двум нуждающимся.
Традиции
Праздник Пурим, смысл которого сосредоточен не на духовности, а на будничных, материальных делах, занимает особое место в иудаизме. В Пурим запрещены пост и траур и предписан веселый пир.
Несмотря на то, что после вечернего чтения Свитка евреи устраивают праздничную трапезу, основной пир начинается днем, после утреннего чтения, на котором должно быть много еды, вина и радости.
Пир начинают вскоре после полудня и продолжают до ночи. Утреннее время между чтением Свитка и пиром используют для того, чтобы послать угощения и раздать пожертвования бедным.
Традиционным угощением в праздник являются сладкие треугольные пирожки, которые называют "уши Амана". Пирожки пекут с маком, орехами, сухофруктами и вареньем.
Это один из немногих праздников, когда евреям разрешено употреблять крепкие напитки сверх меры. Еврейские мудрецы говорили: "Должен человек напиться в Пурим до того, чтобы не отличать слова "проклят Аман" от слов "благословен Мордехай"".
В Пурим устраивают театрализованные представления, которые называется Пуримшпиль, карнавальные шествия, костюмированные балы и маскарады, которые призваны напоминать о том, что под маской случайных стечений обстоятельств скрывается божественный замысел. В средние века во время таких представлений люди сжигали чучело Амана.
Наиболее яркий парад происходит в Тель-Авиве, где все происходит под громкую музыку лучших ди-джеев, а люди одеты в самые невообразимые костюмы.
В Пурим мужчинам разрешено даже переодеваться в женское платье и наоборот, что в обычной ситуации категорически запрещено.
На улицах города можно встретить большое количество детей с трещотками. Считается, что в этот праздник можно шуметь, греметь, кричать и радоваться в честь спасения всего еврейского рода от гибели.
Материал подготовлен на основе открытых источников.