На днях я познакомилась с героем нашего времени. Мы говорили час. Все услышанное настолько на меня подействовало, что я не могла не вылить это на бумагу. Вот, что у меня получилось.
Очередь к окошечку оператора в банке двигалась быстро. Оксана вложила в узкую щель несколько двадцаток и карту. Так она складывала собранные деньги на счет, боясь потерять их в суматохе. Делала она это часто — несколько раз в неделю, поэтому уже знала всех девочек-операторов в лицо и здоровалась с ними, как со старыми знакомыми. Красотки с одинаковыми оранжевыми ленточками за бронированным стеклом уверенно делали свое дело и возвращали через несколько минут карту владелице.
Оксана не знала, что для всего персонала в банке она была ходячей загадкой – неприметная женщина среднего возраста, которая без всяких внешних атрибутов богатства постоянно складывала на счет довольно приличные суммы. Что происходило дальше с этими деньгами, они не знали и не могли догадаться.
После этого Оксана в темпе бежала на работу, боясь опоздать. Рабочим местом она очень дорожила — коллектив хороший, отношение человеческое — и ни сном ни духом не думала ничего менять. К самой работе относилась философски: должен же кто-то смывать и убирать эту невидимую цементную пыль на базаре на Элиава. Работала без перчаток, так как по принципу подлости этот самый цемент проедал резину и оседал на коже, создавая трудно залечиваемые язвы. А так, голыми руками и кремом, обходилось быстрее и дешевле.
Путь от банка к базару был небольшой. В голове привычно теснились обрывки мыслей из прошлого и настоящего. Хотелось как-то разобраться в себе и понять, с чего все началось.
Эта страсть накрыла Оксану года три назад. Жил себе человек тихо-спокойно, самой заурядной жизнью пунктиром: дом — работа — возня с тремя детьми. Казалось бы, забот выше крыши, чего же еще.
Да вот угораздило Оксану увидеть на фейсбуке пост с лысенькой девочкой, а под ним подпись: "Мариам осталось жить два–три дня. Помогите скрасить ей эти мгновенья. Она очень хочет аниматоров". Дальше шел адрес палаты и многозначный номер счета.
Оксана перепостила информацию у себя и стала бомбить друзей призывами.
— Люди, давайте скинемся и поможем. Душа у меня горит и плачет.
И что вы думаете, очень быстро собрались по копейкам деньги на аниматоров.
Тот первый поход в дом скорби запомнился до мелочей.
Неестественная чистота белых коридоров, специфический запах лекарств, неприятная тишина, все дети закрыты по своим палатам, чтоб не общались между собой.
На проходной вопросы-выстрелы:
— Кто вы? К кому? Зачем?
Пробивались всеми правдами и неправдами. Одна дама-врач особенно свирепствовала:
— Что за глупость вы выдумали? Какие еще аниматоры в онкологии? Заразу занесут, а у детей и так иммунитет на нуле. Это категорически запрещено инструкциями. Убирайтесь отсюда, не морочьте мне голову. Сидите у себя дома и телевизор лучше смотрите.
И все же они прошли.
У четырехлетней Мариам заблестели глаза, когда у ее кровати возникли принцессы любимых сказок. И она засмеялась заливчатым, как малюсенький колокольчик, смехом. Ее мать сидела рядом и с полными слез глазами смотрела на это чудо – смех своей измученной дочери, который она не слышала за последний год со всеми этими периодами химиотерапии.
Через три дня у Оксаны зазвонил мобильник. Из динамика рвался взволнованный голос матери Мариам.
— Ей лучше! Анализы хорошие. Мы выписываемся домой! Спасибо вам и вашим клоунам! – потом с робкой надеждой добавила. – Может быть, Мариам еще немного поживет.
После этого случая Оксана зачастила в детскую онкологию, как на работу. Как свободный денек, она туда и по-пластунски через кордон санитарок и врачей – в палаты. К ее детям. Просто не могла не пойти. Мания своего рода или как хотите понимайте.
На фейсбуке она познакомилась с единомышленницей – Ией Квернадзе. Заметила, что у напарницы дело поставлено с выдумкой. Всегда при себе чемоданчик, набитый пластилином, наборами Лего, фломастерами и прочим игровым арсеналом, лишь бы маленьких страдальцев развлечь, пока бдительные санитарки не поймали на месте преступления.
Не успели построить новые планы, как нагнала их издалека плохая новость: Мариам умерла в немецкой клинике на руках у матери. Рецидив доконал.
Хотела Оксана бросить все начатое — невыносимо трудно улыбаться и шутить с обреченными, но Ия ее удержала.
— Надо идти до конца. Ради их маленьких радостей. Несмотря ни на что…
И завертелось начатое дело дальше, через нервы, через слезы, тщательно скрываемые перед входом в страшные двери.
Так, за воспоминаниями, Оксана дошла до своей работы и приступила к делам. Руки привычно вытирали, выжимали тряпку, меняли воду в ведре, сама же в это время была далеко, на другом конце города.
Сколько было суеты и беготни по магазинам, когда Оксана, собрав на фейсбуке очередную сумму, выбирала подарки по ранее опубликованному списку.
— Анастасия хочет набор ниндзя. И учтите, обязательно зеленого цвета. Она сама так сказала, хотя до этого год молчала от стресса. Эка мечтает стать принцессой и хочет настоящее платье. Али бредит машинкой на пульте. Именно красную с подсветкой.
Снова и снова всячески рекламирует свою страничку на фейсбуке "Здесь нужна ваша помощь". Но деньги собираются туго и тогда надо просить помощи у всесильной "Барахолки". Каждый раз думаешь, ну все — неоткуда брать денег, но каким-то образом собирается нужная сумма.
А еще был случай на тот Новый год. Одна из их подшефных, пятилетка с неоперабельной опухолью и перенесшая уже несколько операций за свою короткую жизнь, загадала желание маме.
— Если ко мне ровно в 12 придет Дед Мороз с подарками, то все будет хорошо! Но именно в 12!
Ия и Оксана сбились с ног. Из кожи вон вылезли, кому только ни писали, но наскребли деньги на аниматоров и подарки. Но вот проблема —аниматоры тоже люди и в полночь хотят встретить долгожданный Новый год со своими семьями, а не с больным ребенком.
Рассказала Оксана свою головную боль на работе, и вдруг Артур, ее начальник, говорит:
— Пиши адрес! Мы с женой оденемся, как положено, и придем с подарками к этой крохе. В жизни должно быть место чуду. А иначе на фига мы живем?!
И пришли, не подвели, при всем параде. Дед Мороз получился восхитительный: с длиннющей белой бородой, в красном тулупе со снежинками и огромным мешком за плечами. А за ним и Снегурочка с белой косой и в голубой дубленке. Как будто только из Лапландии на оленях примчались.
Мама Маши снимала на мобильный восторг дочери. Ведь мечты исполняются не часто. Как такое не запечатлеть для памяти.
Сейчас уже снова Новый год не за горами. Его приближение Оксана ждала с каким-то внутренним страхом. За несколько лет в онкологии заметила страшную закономерность: весь год держатся ребятки, выносят химию за химией, а к концу декабря начинают уходить один за другим в то прекрасное далеко, где нет ни боли, ни стона, ни слез. Только жизнь бесконечная.
На прошлой неделе они собрали прощальные подарки для Эленико, которая таяла на глазах. Достали ей огромную куклу Эльзу, огромный торт с башнями средневекового замка, настоящую диадему и серебристые туфли, как у принцессы. И опять неподдельная радость на пожелтевшем личике. Мама удивляется.
— Эленико даже спать отказывается, не может наиграться с игрушками. Видимо, чувствует, что уходит.
Высыпались незримые песчинки времени, отмеренные крошке, и улетел ангел, откуда пришел – на небо. Это случилось в понедельник. Оксана колебалась, идти или нет проводить свою любимицу. Потом все же нашла в себе силы, купила белоснежные розы и пошла – поцеловать исхудавшие пальчики, которые еще недавно невозможно было разжать, чтобы вынуть ту самую куклу Эльзу…
…Присела передохнуть от уборки и посмотрела на свой старенький заслуженный мобильник. В верхнем углу конвертик маячит. Открыла, а там подтверждение ее недавних мыслей.
— Положение у Тамрико резко ухудшилось. Готовь сбор. Времени очень мало.
Оксана уже знала, что в эту субботу не пойдет с пятилетней дочкой в зоопарк, как ей давно уже обещала, а вместе пойдут туда, где хоть 15-20 минут смогут развеселить ту, кто уже стоит на дороге туда. Любовью живет человек и должен чувствовать это от всех, кто рядом, до последнего мгновенья.
PS: Если вы хотите помочь детям, за которыми ухаживает Оксана, свяжитесь с ней в группе "Здесь нужна ваша помощь".