ТБИЛИСИ, 4 апр — Sputnik. Инициированный законопроект "О прозрачности иностранного влияния" является дополнительным поясом безопасности в условиях, когда Грузию уже несколько лет трясет как самолет в непогоду, заявила вице-премьер, министр культуры и спорта Тея Цулукиани в эфире Первого канала.
Парламентское большинство инициировало проект закона, который был отозван на фоне массовых протестов в марте 2023 года. Возвращение к этому вопросу было аргументировано тем, что зарубежные доноры увеличили тайное финансирование радикальных групп и партий в Грузии, несмотря на обещания о прозрачности. Власти Грузии подверглись критике как со стороны оппонентов, так и Евросоюза и США.
"Желательно и необходимо ощутить опасность и увидеть реальность, которая неутешительна. Последние несколько лет Грузия находится в таком состоянии, как самолет, который летит, а плохая погода подбрасывает его в воздухе", – заявила Цулукиани.
Она отметила, что общественность имеет право знать о тех грузинских неправительственных организациях, которые служат антигрузинским делам и отказываются раскрывать информацию о своем финансировании из-за рубежа.
"Те, кому нечего скрывать, тот спокоен, а прозрачность финансов должна быть ведущей для всех. Единственный сектор, где все финансово непрозрачно – это неправительственный сектор. Оздоровление здесь мы только приветствуем", – сказала Цулукиани.
Она пояснила, что проект нового закона не касается физических лиц, включая эмигрантов, ученых или других. Он касается только неправительственных организаций и СМИ, чье финансирование из-за рубежа превысит 20% от общего дохода.
"Многое изменилось с тех пор, как большинство инициировало этот закон в прошлом году, включая тот факт, что Евросоюз начал принимать идентичный закон в Брюсселе. Разные страны Евросоюза начали разрабатывать точно такой же закон, как мы начали вчера, например, такая большая страна как Франция", – отметила она.
По ее словам, инициированный парламентским большинством законопроект никоим образом нельзя называть "российским законом". Таковым законопроект, как и год назад, называют оппозиционеры, президент Саломе Зурабишвили, крупные неправительственные организации и оппозиционные СМИ.
Похожее мнение озвучил вице-премьер, министр экономики и устойчивого развития Леван Давиташвили. По его словам, когда ЕС говорит о принятии такого закона, речь идет о том, что это служит укреплению демократии в странах-членах ЕС, чтобы источники финансирования для всех организаций были прозрачными.
"Здесь речь лишь об одном, чтобы произошла очень четкая подотчетность касательно финансирования. Больше ни о чем речи нет. Этот закон не предусматривает другого вида ответственности", – сказал, в свою очередь, первый вице-премьер, министр экономики и устойчивого развития Леван Давиташвили.
Он подчеркнул, что подобное законодательство приняли многие успешные западные страны, и теперь планирует принять Евросоюз. И это служит укреплению демократии в странах ЕС, чтобы источники финансирования всех организаций были открытыми.
Ранее премьер Грузии Ираклий Кобахидзе сказал, что правительство Грузии уже внедрило европейские стандарты прозрачности, а теперь настало время неправительственных организаций и их доноров.
Детали законопроекта
Законопроект предполагает лишь регистрацию организаций, проводящих интересы иностранной силы, и прозрачность их финансирования. Нет никаких ограничений их деятельности.
Организацией, проводящей интересы иностранной силы, могут считаться только те юридические лица, источником 20% годового дохода которых является "иностранная сила".
Если организация удовлетворяет соответствующим критериям, она сама должна обратиться в Национальное агентство публичного реестра для ее регистрации. Процедура будет бесплатной.
Субъекты, зарегистрированные в реестре организаций, проводящих интересы иностранной силы, согласно законопроекту, обязаны каждый год в январе в электронном виде заполнять финансовую декларацию за предыдущий год.
Организация, проводящая интересы иностранной силы, – это:
– некоммерческое юридическое лицо, не основанное административным органом и не являющееся спортивной федерацией или организацией, занимающейся вопросами крови;
– вещатель;
– юридическое лицо, владеющее печатными СМИ;
– юридическое лицо, владеющее или использующее грузинский домен и/или хостинг для распространения массовой информации в Интернете на грузинском языке, если источником 20% их годового дохода является "иностранная сила".
Иностранная сила – это:
– субъект, составляющий систему власти иностранного государства;
– физическое лицо, не являющееся гражданином Грузии;
– юридическое лицо, основанное не на основании грузинского законодательства;
– организационное образование (фонд, ассоциация, союз, корпорация и т. д.) или другое объединение людей, созданное на основе права другого государства или/и международного права.
История провала инициативы
Первая попытка принять закон "О прозрачности иностранного влияния" была сделана весной 2023 года. Ажиотаж начался сразу же после того, как в середине февраля прошлого года депутаты от входящей в парламентское большинство "Силы народа" инициировали законопроект.
Власти идею поддержали, пояснив, что единственной целью проекта является обеспечение прозрачности финансирования СМИ и неправительственных организаций.
Лидеры правящей "Грузинской мечты" и "Силы народа" подчеркивали, что этот законопроект намного либеральнее американского "Закона о регистрации иностранных агентов" (FARA), так как в первую очередь не предполагает никакого уголовного наказания за его нарушение.
В качестве доказательства депутаты от "Силы народа" практически полностью перевели FARA на грузинский и предложили критикующим первый законопроект оппозиционным депутатам поддержать хотя бы этот вариант закона. Но и этот проект был забракован.
Оппозиция и представители неправительственных организаций, которым, согласно законопроекту, и следовало раскрыть данные о поступающих им финансах, сразу назвали проект российским законом.
Позже о том, что это "российский закон", заявила Келли Дегнан, на то время посол США в Грузии. С критикой на власти Грузии обрушились Госдеп США, внешнеполитическая служба Евросоюза, комиссар Совета Европы по правам человека и представительство ООН в Грузии.
На этом фоне протестные настроения в Грузии выросли. У парламента в центре Тбилиси начались массовые акции протеста, которые переросли в беспорядки.
Часть протестующих вела себя агрессивно: кидали в полицейских камни, "коктейли Молотова" и другие предметы, в результате чего пострадали 58 силовиков. Полиция в свою очередь применяла против митингующих водометы, слезоточивый газ и перцовый спрей.
В ходе акций протесте 7-9 марта десятки митингующих были задержаны, но практически все обошлись штрафами. За решеткой находится только Лазаре Григориадис и ждет приговора. Он обвиняется в метании "коктейля Молотова" в полицейских, в результате чего двое из них получили ожоги.
В результате власти решили отказаться от идеи принятия закона "О прозрачности иностранного влияния", отметив при этом, что инициатива по большей части выполнила свою функцию – произошла люстрация всех, кому есть что скрывать. С тех пор власти говорили, что не собираются больше возвращаться к вопросу о принятии этого закона.