ТБИЛИСИ, 20 июн — Sputnik. Строительство глубоководного порта Анаклия имеет смысл только в случае, если через него будут проходить грузы из Китая, заявил председатель парламентского финансово-бюджетного комитета Паата Квижинадзе.
Власти Грузии решили возобновить проект порта Анаклия при условии, что владельцем 51% доли порта будет государство, а остальное получит частный инвестор. Партнером государства в этом историческом проекте станет китайско-сингапурский консорциум, в который входят китайская компания China Communications Construction Company Limited и сингапурская компания China Harbour Investment Pte. Ltd.
"Новый порт имеет смысл, если через него начнут проходить китайские грузы. Это до 800 миллиардов долларов торговли с ЕС, которые должны проходить либо через Россию, либо через нас, либо морским путем. В нынешней ситуации в РФ, возможно, грузы пойдут через Грузию", – сказал Квижинадзе.
По его словам, американские и европейские компании не приняли участия в тендере, потому что им это было невыгодно.
"Если бы там были американские, европейские и китайские компании вместе, это было бы идеально, но они, к сожалению, не участвовали, потому что это было коммерчески невыгодно. Если Китай будет вовлечен в это, это означает, что будут и грузы, и безопасность, потому что никто не имеет большего влияния в этом регионе, чем Китай. Я имею в виду Центральную Азию, Каспийское море и так далее", – сказал Квижинадзе.
Он отметил, что Китай является крупнейшим торговым партнером как для Европы, так и для Америки.
"Китай является глобальным игроком, китайская экономика крупнее, чем экономика ЕС, как бы мы ни считали. После Америки Китай занимает второе место, если считать в денежном выражении, а если по паритету, то первое, опережая Америку по объему производства. Так почему бы нам не захотеть углубить торгово-экономические отношения с такой большой страной, если Европа, Америка и все другие страны хотят этого?" – сказал Квижинадзе.
По его словам, у грузинских товаров есть больше перспектив на рынке Китая, чем в ЕС.
"В ЕС существует большая конкуренция. Ежегодно мы пытаемся поставлять больше товаров в ЕС, но Китай больше ЕС по экономике и населению, и у грузинских товаров есть большие возможности для выхода на этот рынок", – считает Квижинадзе.
Перспективы строительства порта
Договор о партнерстве с китайско-сингапурским консорциумом правительство оформит после завершения соответствующих процедур, сказал ранее премьер Грузии Ираклий Кобахидзе.
По итогам тендера до последнего времени претендентами на статус частного инвестора порта Анаклия были швейцарско-люксембургская компания и китайско-сингапурский консорциум. Техническое, коммерческое и финансовое предложения поступили только от консорциума.
После того, как официально будет оформлен договор о партнерстве, основанная государством в 2023 году компания "Морской порт Анаклия" вместе с частным партнером создаст совместную компанию, в которой доля государства составит 51%. Совместная компания должна будет развивать порт.
После завершения первой фазы проекта, по словам премьера, порт Анаклия сможет принимать 600 тысяч контейнеров в год. Это ресурс пропуска грузов в 7,8 миллиона тонн.
Отношения с Китаем
Грузия и Китай установили дипломатические отношения 9 июня 1992 года. С 2018 года между странами действует соглашение о свободной торговле, которое освобождает примерно 94% грузинской продукции от таможенных пошлин в Китае.
Китай находится в числе главных торговых партнеров Грузии. В 2023 году Грузия и Китай перешли на стратегическое партнерство. В том же году Грузия ввела безвизовый режим для граждан Китая, а в мае 2024 года Китай запустил безвиз для граждан Грузии.