ТБИЛИСИ, 16 янв — Sputnik. Реформа референтных цен в Грузии провалилась, поскольку данная модель не подходит той системе, которая на данный момент есть в стране, заявил в эксклюзивном интервью Sputnik Грузия эксперт по вопросам здравоохранения, бывший глава Агентства здоровья и соцпрограмм Минздрава Вато Сургуладзе.
Максимальные границы цен, или иначе референтные цены, на медикаменты Минздрав Грузии начал устанавливать с января 2023 года. Таким образом государство взяло под контроль завышение цен на медикаменты на 200-300% от изначальной стоимости.
"Что такое референтные цены? Когда, к примеру, выше пяти лари нельзя продавать определенный препарат. Но смотрите, что получается, когда я завожу качественный медикамент из Европы, он мне обходится в 4 лари и 50 тетри, и я не смогу получить выгоду больше 50 тетри. Но если я завезу тот же аналог из Индии, где он стоит один лари, то смогу продать за пять лари и выгоду получить в размере четырех лари", – разъяснил Сургуладзе.
Эксперт уверен, что программа референтных цен хорошо работает в тех странах, где продаются лекарства только хорошего качества, где медикаменты оплачиваются или страховыми компаниями, или же соответствующими госпрограммами. Например, как в Германии.
"Фармкомпании – это обычный бизнес-сектор, а не организация социального благополучия. После торговли оружием фармкомпании имеют самый большой доход в мире", – отметил Сургуладзе.
Сургуладзе отметил, что у фармкомпаний довольно большие расходы – транспортировка, ввоз, налоги, складирование товара в оптовых компаниях. Соответственно, растет и цена.
Что касается примера Турции, то, по словам Сургуладзе, в этой стране часть суммы гражданам на лекарства оплачивает государство. Помимо этого, Турция сама производит медикаменты, и, следовательно, цены более низкие. Но даже несмотря на такие условия, турки с первого января увеличили цены на лекарства на 25%, потому что поняли, что не смогут так работать, подчеркнул Сургуладзе.
"Можно сказать, что реформа референтных цен в Грузии провалилась. Качественные медикаменты исчезли с рынка, зато процветает черный рынок, где любой препарат можно купить в два-три раза дороже, только не понятно, в каких они условиях хранятся", – отметил Сургуладзе.
Сургуладзе пояснил, что подобное произошло и в Молдове, и Азербайджане, и Казахстане.
"То есть мы берем европейскую модель, но не можем управлять системой качества медикаментов. У нас полно индийских, китайских, египетских, украинских некачественных препаратов, и говорим о референтных ценах… Мы взяли цены Македонии, Латвии, Болгарии и на этом построили систему референтных цен. Нельзя этого делать потому, что у нас нет стандартов ЕС в этом направлении, когда будут, тогда можно думать о референтных ценах", – отметил Сургуладзе.
В Грузии четыре основных игрока, которые занимают 82% всего фармрынка страны, и их нужно не штрафовать, а сесть с ними за стол переговоров и договориться о конкретной стратегии совместной работы, уверен эксперт.
На вопрос, насколько эффективно сможет контролировать качество медикаментов новая гослаборатория лекарств, которая открылась в Грузии в мае 2023 года, Сургуладзе ответил, что ей будет очень сложно, поскольку проверка одного медикамента стоит больше десяти тысяч евро, а таких затрат в бюджете Минздрава нет.
В том случае, если проверку качества медикаментов потребуют от тех компаний, которые завозят лекарства в страну, то цены возрастут еще больше, подчеркнул Сургуладзе.
Эксперт уверен, что для того, чтобы в стране были качественные европейские и американские медикаменты, государство обязательно должно софинансировать часть суммы гражданам. Это должны быть пенсионеры, лица с ОВЗ, дети и подростки до 18 лет, военные и так далее.
"Родители не должны сидеть и бояться, что в случае болезни они не смогут купить ребенку качественный препарат. Когда в Грузии заговорили о референтных ценах, я сразу сказал, что в нашей стране пока это не получится. Сказал, что появится черный рынок, исчезнут качественные медикаменты и цены упадут не более чем на 10%, а бизнес всегда найдет выход", – заключил Сургуладзе.
Профессор Вато Сургуладзе в течение многих лет занимал руководящие посты в сфере здравоохранения Грузии. Он возглавлял Агентство здоровья и социальной защиты Минздрава Грузии, был директором "Тбилисской центральной больницы", исполнительным директором клиники имени Патаркацишвили, административным директором клиники "Медула", исполнительным директором роддома Рустави, гендиректором "Реферальной больницы", работал врачом-эндокринологом, главврачом компаний семейных врачей, основал медслужбу 009. На данный момент является деканом школы медицины и здравоохранения Кавказского университета.
Реформа в Грузии и скандал с ценами
Борьба с завышенными ценами в Грузии началась после исследования Национального агентство конкуренции, согласно которому цены на медикаменты искусственно завышаются поставщиками.
Главная цель реформы – обеспечить населению максимальный доступ к медикаментам и снизить цены на лекарства.
Государство определяет средние оптовые и розничные цены с учетом надбавок аптек, в зависимости от оптовой стоимости лекарства. Цены на остальные медикаменты устанавливают сами фармацевтические компании.
Согласно правилам, фармацевтические компании обязаны руководствоваться установленными ценами на определенный Минздравом Грузии список наименований. В том случае, если аптеки будут продавать медикаменты выше установленной цены, они будут оштрафованы.
На первом этапе реформа позволила сократить цены на медикаменты на 40%.
В середине декабря Минздрав Грузии в очередной раз обвинил ряд грузинских фармкомпаний в искусственном завышении цен на медикаменты и ограничении крупными компаниями возможности для здоровой конкуренции на рынке, после чего обратился к Агентству конкуренции с просьбой изучить данный вопрос.
В заявлении Минздрава говорилось, что медикаменты, на которые пока не распространены референтные цены, в аптеках Грузии продаются в 32 раза дороже, а в некоторых случаях – от 1 до 3 тысяч процентов дороже по сравнению с импортными ценами.
По оценке Агентства конкуренции, данное действие считается тяжелой формой нарушения законодательства. Несколько фармкомпаний были оштрафованы на несколько десятков тысяч лари за нарушение. Они обжаловали решение Агентства конкуренции в суде.